ГБДОУ детский сад № 34 Приморского района Санкт-Петербурга

+7 (812) 304-85-06
+7 (812) 304-01-83

Наш адрес: 197375, г. Санкт-Петербург,
ул. Афанасьевская, дом 6, кор.2, литера А

e-mail:primgbdou34@mail.ru

Сайт: www.sad34prim.ru

Слободянюк Татьяна Анатольевна

«Волшебные рисунки»
  image001

Разработала:

Слободянюк Татьяна Анатольевна,

старший воспитатель

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                                               В.А.Сухомлинский


Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
                                                                                     
   
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя.  

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.


Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

 

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

 

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;       чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Проанализировав рисунки дошкольников  пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к  рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
 

Предлагаю познакомиться с некоторыми из них и попробовать со своими детьми, поверьте, это очень увлекательно!

 

Работу  с использованием нетрадиционных техник  можно начинать  со 2-ой младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:


Рисование пальчиками, ладошками.

На столах лежат материалы для рисования.Педагоги слушают объяснение и выполняют.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. рисование ладошкой: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5-ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  

 

Рисование печатками  из  картофеля, моркови, яблок, ватными палочками.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку из  картофеля, моркови, яблок  к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и печатки.

image007 image009

 

Печатание листьями.

Материалы: Бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 

image012

В средней группе добавляются:


Рисование свечой + акварель.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 

image013

Оттиск пробкой, поролона, пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон

image015

Тычок жесткой полусухой кистью.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь жесткую  кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

image017

Восковые мелки + акварель.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

image019

Набрызг.  

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

image021 image023

Рисование мятой бумагой  


Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

image025

Рисование мелками.


Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

А в старшем дошкольном возрасте и в подготовительной группе  дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

Монотипия пейзажная.

Способ получения изображения: сгибаем пополам альбомный лист, разгибая, на одной половине листа  ребенок рисует изображение природы, пока краска не высохла, обратно сгибает лист пополам, плотно прижимает, проводит рукой и раскрывает   лист бумаги. Должно получится на одной стороне листа четкое изображение пейзажа, на другой расплывчатое (как бы отражение в озере или реке)
печать по трафарету


Монотипия предметная.


Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.


Метод  монотипии.


Способ получения изображения: на гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.


Кляксография с трубочкой.


Способ получения изображения: Ребенок капает на лист бумаги каплю чернила+гуашь и с помощью трубочки для коктейля выдувает воздух прямо на  каплю, которая  расплывается в причудливый рисунок

image031

Кляксография с ниткой.

Способ получения изображения: ребенок  окунает плотную нитку в цветную тушь + гуашь и  кладет в сложенный вдвое лист бумаги нитку в краске, плотно закрывает, оставшийся конец нитки  перемещает, вытаскивает, разворачивает лист, дополняет и  украшает изображение.

image033

Пластилинография.

Способ получения изображения: Ребенок рисует на плотной бумаге  изображение, дополняя отдельные детали пластилином (размазывая его подушечками пальцев)

image035

Граттаж  черно-белый.

Способ получения изображения: Ребенок натирает белый плотный лист бумаги воском, затем наносит слой черной или темно-синей  гуаши  смешанной с чернилами и жидким мылом , пропорции 2:1:0,5. Грунтованный лист  высыхает и ребенок с помощью деревянной палочки процарапывает изображение.

image037

Оттиск смятой бумагой.

Способ получения изображения. ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

image039

Рисование по сырому или рисование на мокрой бумаге.


До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. способ получения изображения: рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

 

image041

Рисование  морской солью.

Способ получения изображения: на карандашный рисунок  наносится толстый слой гуаши, посыпается морской солью, еще раз смешивается соль с гуашью с помощью кисти и воды. При высыхании соль, смешанная с гуашью застывает, получается объемное изображение

 

image043

«Расчёсывание» краски.

Способ получения изображения: на карандашный рисунок  наносится толстый слой гуаши, с помощью пластиковой вилки с тупыми концами слой гуаши «расчёсывается», процарапывая поверхность, получается фактурное, объемное изображение.

image047

Волшебные веревочки

Способ получения изображения: ребенок рисует  изображение  на бумаге, наносит тонкий слой клея по контуру рисунка, приклеивает веревочку (черного или темно-коричневого цвета) без натяжения, аккуратно выкладывая все петельки и повороты, прижимая легкими движениями пальцев. Лишние кусочки отрезаем.

image045

Поролоновые рисунки.  

Сделать из поролона самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово.  Способ получения изображения: обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

image049

Точечный рисунок.

 
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Способ получения изображения:  Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

image051
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
по теме: «Все о нетрадиционных техниках рисования»
 
  1. Т.С. Акуненок  «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования» // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. В.Н. Белкина  и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
  3. В.А., Грошенкова.,Т.С Шилова. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности.- М. 2012.
  4. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
  5. Д.Н. Колдина  Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
  6. Т.С. Комарова «Как можно больше разнообразия» // Дошкольное воспитание, 1991, №9//
  7. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  8. И.А.Лыкова  Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
  9. Е.Н.Лебедева  Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/
  10. А.В. Никитина  Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
  11. Ю.В. Рузанова  Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности.- Санкт-Петербург, КАРО, 2007.
  12. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
  13. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
  14. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
  15. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
  16. О.В. Шклярова  Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
  17. Д. Эйнон  Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
  18. Н.Юркова Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
  19. Е.А.Янушко Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
 Для развития изобразительных способностей детей можно использовать игры,например:
 Игра «Разбитые блюдца»
image053

Игра «Найди ошибку художника» или «Что перепутал художник?»
image055

image057
Дидактические  игры «Создай картину» и «Угадай картину»
image059
Дидактические  игры «Дорисуй предмет»
image065
image067
«Собери красивый букет»

Цель: Научить ребенка собирать букет по цветам в разные вазы, используя разные оттенки
image069
Игра «Маленький художник»
Цель: Разложить предметы по цветам и по форме, подобрать палитру цветовых оттенков в соответствии с натюрмортом на палитре и т.д.
image071 image073
image075 image077