ГБДОУ детский сад № 34 Приморского района Санкт-Петербурга

+7 (812) 304-85-06
+7 (812) 304-01-83

Наш адрес: 197375, г. Санкт-Петербург,
ул. Афанасьевская, дом 6, кор.2, литера А

e-mail:primgbdou34@mail.ru

Сайт: www.sad34prim.ru

Михайлова Ирина Анатольевна

Консультация для родителей

Мой Петербург, моя Россия

 Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, возможности противостоять лжи и жестокости. В.Ф. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры, традиций народа. В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, своего народа.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем отечестве, освоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Любовь к Отечеству становиться силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это твоя Родина.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях, их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен его родной край. Надо показать ребенку, что его родной город славен своими историей и традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что находит отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Гражданственности.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый комплекс задач:

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице. Городу;

- Формирование бережного отношения ко всему живому;

- Воспитания уважения к труду;

- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- Формирование элементарных знаний о правах человека;

- Расширение представлений о России и ее столице;

- Знакомство детей  с символами государства – гербом, гимном, флагом;

- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности- в игре, в труде, в быту и т.д., так как все это воспитывает в ребенке патриота – вся его жизнь, его взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками.

Решая вопросы нравственно-патриотического воспитания, необходимо учитывать местные условия и особенности детей, применяя следующие принципы:

- позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных. Двигательных нагрузок;

- Деятельный подход;

- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

            Принято  считать, что путь воспитания любви к Отечеству построен на принципе «от близкого – к дальнему», от любви к родителям  (родному дому), к детскому саду, к улице, к городу – до любви к родной стране. Поэтому знакомство с родным краем следует начинать с ближайшего окружения – с улицы, где находиться детский сад, улицы, где живет ребенок, с объектов, расположенных на ближайших улицах (школа, почта, магазин, аптека и т.д.)

            Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется: Это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, архитектурные особенности. Старший дошкольник должен знать названия своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; историю возникновения этих названий, основные достопримечательности и т.д.

            К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что страну нашу населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами и художниками.

            Быть гражданином и патриотам – непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, любое отношение к людям других национальностей создается в первую очередь под влиянием родителей и педагогов. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют на ряду с критикой замечать и показывать привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.

Сотрудничество семьи и детского сада в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей требует особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольное участие каждого – непременное условие и требование данной работы.

            Подрастая, ребенок открывает для себя целый мир новых понятий, вещей, отношений. Путь к познанию в детском возрасте чаще всего лежит через игру. В такой форме усваиваются достаточно сложные понятия, закрепляются навыки и умения.

            Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитательным содержанием. Пусть маленький человек открывает для себя красоту нашего города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.