ГБДОУ детский сад № 34 Приморского района Санкт-Петербурга

+7 (812) 304-85-06
+7 (812) 304-01-83

Наш адрес: 197375, г. Санкт-Петербург,
ул. Афанасьевская, дом 6, кор.2, литера А

e-mail:primgbdou34@mail.ru

Сайт: www.sad34prim.ru

Мирзоян Флора Жириковна

Использование проблемно - игровой технологии в формировании элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста


Разработала:
Мирзоян Флора Жириковна,
Воспитатель

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,  чтобы всегда было что делать.


Я.А.Коменский


Технология  логико-математического  развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного,  творческого результата можно  назвать  проблемно – игровой технологией. В процессе применения этой  технологии ребенок не ограничен в поисках практических действий, в путях  решения противоречий и ошибок, в  проявлениях радости и огорчения.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность.
Область ПОЗНАНИЕ, а именно  формирование элементарных математических представлений  у детей по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.  Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении элементарным математическим представлениям.
Каждый ребёнок развивается индивидуально. У одного больше развиты художественные способности, другой проявляет интерес к музыке, а третий любит различные физические занятия. Родители быстро замечают эти способности, стараются, по возможности, развивать ту тили иную способность. Но мало кто задумывается о таком немаловажном факторе развития ребёнка, как логическое мышление.
Как специалист, я всегда акцентировала внимание на данном аспекте и  создавала условия  для развития логических способностей у детей. Начиная с небольших и лёгких задач, которые увлекали ребят, я отмечала, у кого эти способности развиты в большей или меньшей степени.
Красочные рисунки, интересные сюжеты всегда привлекательны  детям, они с большим энтузиазмом стараются показать, на что способны их светлые головы.
Моя задача заключается в том, чтоб в дошкольном возрасте  с целью развития мышления детей использовать различные виды несложных логических задач и упражнений. Большое внимание уделять развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
Основными задачами являются:

  1. Сформировать представления: о длине, ширине, высоте предмета, о  геометрических  фигурах и геометрических телах.
  2. Дать представление: о весе предмета, об объеме, глубине о вершинах, углах, сторонах геометрических фигур.
  3. Сформировать представление: об отношениях целого и части при делении предмета на несколько частей.
  4. Дать представление: о независимости числа в результате изменения способа размещения предметов в пространстве.
  5. Использовать в речи слова: размер, цвет, форма, фигура. Называть все свойства, присущие и не присущее объектам (маленькая, не красная, не квадратная).
  6. Объяснять последовательность и этапность  выполнения.

Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игровой технологии логико-математического развития детей рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умение формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Оно способствует развитию творческих способностей ребенка.
Современные логические и математические игры разнообразны. Предлагаю несколько вариантов. Попробуйте,  вам и вашему ребенку очень понравится!




Игра «Маленький исследователь» (младший дошкольный возраст)
Цель игры: измерить длины окружностей двух деревьев, а потом сравнить длины.
Можно проводить во время прогулки с ребенком
Материалом для расчётов являлись две длинные верёвки разных цветов для двух деревьев соответственно. Дети впервые открывают для себя как можно измерять окружность. Обвив верёвку (можно скакалку)вокруг стволов деревьев по одному разу и отметив на них маркером, где сходятся начало и конец, положить два результата на ровную поверхность( на асфальт) так, чтобы начала у обоих совпадали. И…одно измерений длиннее другого. Что же это значит? Ваш ребенок достаточно быстро уловит связь между длиной верёвки  и толщиной дерева. Один из первых примеров в математике: связаны геометрические понятия и способы расчётов.
Таким образом, с помощью простой, лёгкой  интересной игры, дети учатся логически мыслить, рассуждать и находить связи между объектами.
 

image001

image001

image003

Игра «Часть и целое» (средний дошкольный возраст)
Чтобы  ребенку понять «Часть и целое» и научится складывать и отнимать самый эффективный способ игра  с мешочками.
Для этого необходимо: 2 маленьких мешка, 1  большой и несколько геометрических фигур ( можно яблоки, апельсины и. т. д.)
Два мешка с предметами - это части целого, большой мешок служит для того, чтобы узнать сумму содержимого двух мешков.

image005

image007

Игра «Танграм» (средний и старший дошкольный возраст)
Необходимые материалы: Цветной картон размером 8*8, карандаш, линейка, ножницы, разрезать на 7 частей. В результате получается  2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника,  квадрат и параллелограмм.  Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одно к другой, можно составить очень много различных изображений.

image011 image009 image013
image017 image015 image019
image021

Дети должны знать не только название геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры.


Игра «Пифагор» (старший и подготовительный  дошкольный возраст)
Необходимые материалы: Цветной картон размером 7*7, карандаш, линейка, ножницы, разрезать на 7 частей.
Квадрат размером 7*7см. разрезать так чтоб получилось 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 больших( в сравнении  с маленькими ) и четырехугольник (параллелограмм).

image025 image023
image030 image027

Таким же образом можно взять старые открытки вырезать по свободной форме, и собирать рисунок как мозаику, или для младшего возраста любой рисунок нарисованный ребенком клеить на картон, разрезать на крупные части и дать ребенку собирать свой рисунок.

image033 image031
image035 image038

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску. Желание достичь цели -составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат.
Совместные мероприятия родителей и детей способствуют активизации творчества родителей, их изобретательности, активности в оснащении игротек, создании условий для полноценного познавательного и личностного развития детей.

Занимательные вопросы


На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе  ? ( 4)

Кто в семье самый старший? Кто самый низкий? Кто старше тебя? Кто выше тебя?

Как разрезать квадрат, чтоб из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата?

На столе лежат 3 карандаша разной длины.  Как удалить из середины самый длинный карандаш,  не трогая его ? (Переложить один из тех, что короче. )



Загадки


На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу.  (Стол )

Спинка, доска и четыре ноги – что я задумал скорей, скорей назови.(Стул)

5 братьев, годами  равные,  ростом разные.(Пальцы)

Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это должно быть им очень обидно. (Глаза)

Этот конь не ест овса, вместо ног – 2 колеса. Сядь верхом да мчись на нем, только лучше правь рулем ! (Велосипед)

Десять их, но братья эти сосчитают все на свете.  (Цифры)

Сговорились две ноги делать дуги и круги.  (Циркуль)


Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.  (Дни недели)

Друг за дружкой чередой
Мерно ходят брат с сестрой,
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,
Спать немедленно завет (Дни недели)

Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем – прямой.
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его … ( Квадрат)

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и на колесо.
Кто же я такой,  друзья? (Круг)


Литература

1.    Березина Р.Л. Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний и способах  и мерах измерения протяжённостей, массы и объёма./Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия/ Сост.: З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н.Полякова .- М.:Центр педагогического образования, 2008
2.    Берешвили Г.Д., Котетишвили И.В. С чего начинать обучение математики в школе. Там же.
3.    Непомнящая Н.И. Проблемы начального этапа обучения математике. Там же.
4.    Напомнящая Н.И. Усвоение математических действий в дошкольном возрасте. Там же.
5.    Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду.- М.: Академия, 2000
6.    Смоленцева А.А. , Пустовойт О.В.  Математика до школы.-Спб.: «Детство-пресс»,2006
7.    Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя детского сада.- Спб : «Детство-Пресс», 2008
8.    Минкевич Л.В. Математика в детском саду. Старшая группа.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010
9.    Гаврин Р., Лаксон В. Введение в мир числа: Пер. с англ., 1982 г.