ГБДОУ детский сад № 34 Приморского района Санкт-Петербурга

+7 (812) 304-85-06
+7 (812) 304-01-83

Наш адрес: 197375, г. Санкт-Петербург,
ул. Афанасьевская, дом 6, кор.2, литера А

e-mail:primgbdou34@mail.ru

Сайт: www.sad34prim.ru

Речевое развитие детей через театрализованную деятельность

Статья

"Речевое развитие детей через театрализованную
деятельность
"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, т.к. от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. К сожалению, сегодня у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

В процессе театрализованных игр:

- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

- развиваются психические процессы: память, восприятие, воображение;

- стимулируются мыслительные операции;

- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

- совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

- развивается эмоционально-волевая сфера;

- развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга;

- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

- участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Содержание театральных игр тесно связанно со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей до школьного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных  сторон речи детей:

  • словаря;
  • грамматического строя;
  • диалогической и монологической речи;
  • совершенствованию звуковой стороны речи.

Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами или персонажами, или собственные действия по ролям, но так же художественно – речевую деятельность:

  • выбор темы;
  • передача знакомого содержания;
  • сочинение;
  • исполнение от лица персонажей.

Одним из этапов развития речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявлять свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Поэтому работа в этом направлении начинается с младших групп.

Примерный план занятия: (в занятия включены):

- музыкально-ритмическая разминка;

- дыхательная и речевая гимнастика;

- литературно-художественная практика (связная речь);

- игры, минута шалости, физическая минутка;

- театрализованная деятельность.

Музыкально ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые:

а) развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость);

б) развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.);

в) развивают воображение (способности к пластической импровизации).

Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, орфоэпия).

 В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее.

 В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.

 Участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей.

Использование театральной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствование звуковой стороны и социально – эмоционального развития ребёнка становится возможным при выполнении следующих условий: 

  • единства социально – эмоционального и познавательного развития;
  • насыщении этой деятельности интересном и эмоционально значимым для детей содержанием;
  • постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • наличия интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми;
  • совместного участия в данном процессе детей и взрослых.

 Дети тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей.