ГБДОУ детский сад № 34 Приморского района Санкт-Петербурга

+7 (812) 304-85-06
+7 (812) 304-01-83

Наш адрес: 197375, г. Санкт-Петербург,
ул. Афанасьевская, дом 6, кор.2, литера А

e-mail:primgbdou34@mail.ru

Сайт: www.sad34prim.ru

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

 

Разработала:

Слободянюк Татьяна Анатольевна,

старший воспитатель ГБДОУ д/с №34

      В данной методической разработке  раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум в виде практического занятия. Это способствует повышению уровня практической подготовки воспитателей, совершенствованию практических навыков, необходимых в работе с детьми.

    Цель семинара: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности, ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного раскрашивания, систематизировать  знания педагогов по  развитию творческих способностей  детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования  в  решении комплекса взаимосвязанных задач по  познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому и физическому  развитию детей.

Предварительная работа:

    Оформление методической выставки «Виды нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста» (образцы рисунков и описание нетрадиционных техник рисования, презентация  материалов  и оборудования,  которые используются в нетрадиционном рисовании, подбор литературы и оформление выставки для педагогов «Все о нетрадиционных техниках рисования », подбор литературного материала на тему

«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», подбор игр для развития изобразительных способностей детей, например: игра «Маленький художник», « Найди ошибку художника», игра «Русские узоры", «Разбитые блюдца» , «Собери букет»,  дидактические  игры «Создай картину» и «Угадай картину»  и др.

 

1 Этап.

Оборудование и материалы для нетрадиционных техник рисования: Гуашь, акварель, тушь, морская соль,  бросовый материал, наборы одноразовой посуды, цветная клейкая бумага, цветной картон, ножницы на подгруппу участников, клей ПВА, пластилин, обрезки ткани различной фактуры, трубочки коктейльные, цветные картинки, нитки,  ватман, фланелеграф, магнитная доска, воздушные шары, музыкальное сопровождение мероприятия и многое другое.

Ход проведения:

  Обращаясь к педагогам с вопросами:

 Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?

 (Ответы)

Нетрадиционно-

Не основываясь на традиции.

Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.

Не придерживаясь традиций.

(Толковый словарь Ефремовой.Т. Ф. 2000.)

 Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно,  нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.

 (Словарь синонимов).

 Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?

 (Ответы)

Нетрадиционное рисование– 

Искусство изображать  не основываясь на традиции.

  1 ЭТАП Семинара для воспитателей

«Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

01

 

Осваиваем новую нетрадиционную технику рисования «Акварель+пена для бритья без запаха»

 

02

 

 

Обсуждение интересных приемов и методов рисования с применением данной техники.

Какие темы для рисования можно взять, используя данную технику 

 

 

03

 

 

Нетрадиционная техника рисования

«Кляксография с трубочкой (выдувание из трубочки)»

 

 

04

 

 

Обучение педагогов выполнению объемной аппликации «Квилинг»

(полоски гофрированного картона, складываются определенным образом и приклеиваются «ребром» на основу)

 

 

05

 

 

ЭТАП Семинара-практикума для педагогов на примере показа непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование)

 

Звучит веселая музыка, стоит театрализованная ширма с домиком, появляется мышонок...

 

     Конспект непосредственно образовательной деятельности  по художественному творчеству (рисованию) во второй младшей группе, 

с использованием нетрадиционных  техник  рисования).

 

  Тема: «В гости к мышонку»

Задачи.

Продолжать учить технике пальчикового рисования;

Закреплять умения рисовать предметы круглой и овальной формы;

Учить дорисовывать детали к предмету (верёвочку к шарику);

Закрепить знания цветов;

Развивать воображение и фантазию;

Воспитывать желание оказывать помощь.

Материал.

Ширма

Нарисованный домик для мышонка

Мягкая игрушка-мышонок

гуашь для пальчикового рисования

тонированные листы

салфетки

аудиозапись русские народные песни.

Предварительная работа.

Дидактические игры на закрепление цветов

в театрализованной деятельности учится имитировать движения животных

закреплять называть предметы круглой формы.

 

Ход занятия.

 

                                  Дети сидят на стульчиках.

 

Воспитатель: -Ребята. А вы любите сказки?

 

-А хотите, я вам расскажу ещё одну?

 

-А вы мне поможете?

 

-Тогда слушайте.

 На ширме появляется домик и мышонок.

 

                                                 Звучит  аудиозапись.

 

На опушке на лесной

Виден домик расписной

Он не Белкин и не Мишкин,

Этот домик-домик Мышкин.

У Мышонка день рожденья

Будут танцы, угощенье.

На крылечке у дверей

Мышка ждёт своих гостей.

 

И позвал мышонок в гости всех зверей, которые живут в лесу.

 

-Ребята, а какие звери живут в лесу? (мишки)

 

-А как мишки пойдут на день рожденье, давайте покажем.

 

                                    Дети имитируют движения мишки.

-А кто ещё в лесу живёт? (лисички)

 

-А как лисички пойдут?

                                    Имитируют движения лисички.

 

-А ещё кто? (зайчики)

                                     Имитируют движения зайцев.

 

-И стали думать звери, что можно подарить мышонку на день рождения.

 

-А как вы думаете, что можно подарить мышонку на день рождения? А ещё что? А ещё?

 

-Ребята я по секрету узнала, что мышонку очень нравятся воздушные шары, давайте подарим мышонку шары. Вы согласны?

 

-А теперь кто в кого хочет в того и превращается, берём в руку воздушный шарик и идём к Мышонку

 

                              Под музыку дети, имитируя животных, идут.

 

-Но тут поднялся сильный ветер. Закачались деревья. Как качаются деревья? Покажите.

 

-Подул сильный ветер. Как дует ветер? (дуют)

 

-Ветер вырвал из лап зверей шарики, и они улетели.

 

-Ч то же теперь делать? Что подарят звери мышке? (надо помочь)

 

-А как мы можем помочь? (ответы детей, подвожу  к тому, что можно нарисовать)

 

-А чем мы можем нарисовать? (ответы детей)

 

-Краски у нас есть, а вот кисточек нет. Как быть? (можно нарисовать пальчиками).

 

-Давайте вспомним, какой формы воздушные шары. (бывают круглые, овальные)

 

-А каким цветом бывают шары?

 

-Давайте в воздухе нарисуем шарик.

 

-А что ещё есть у шарика? (верёвочка) Дорисуем верёвочку.

 

                         Дети садятся за столы и выполняют работу.

 

Воспитатель помогает советами.

 

-Каким цветом будешь рисовать шарик? Какой формы?

 

-А сколько шариков нарисуешь?

 

Анализ работ.

 

-Посмотрите, какие красивые воздушные шары нарисовали.

 

-Какого они цвета? Какой формы?

 

Мышка вас благодарит

 

Всем спасибо говорит!

 

-А давайте для мышки споём песню «Чей, сегодня день рожденья?»

 

Мышонок угощает печеньем детей.

«В гости к мышонку»

1

 

Использование сюрпризного момента во вступительной части

 

2

 

     На опушке на лесной

     Виден домик расписной 

     Он не Белкин и не Мишкин,

     Этот домик-домик Мышкин. 

     У Мышонка день рожденья

     Будут танцы, угощенье. 

      а крылечке у дверей

    Мышка ждёт своих

    гостей.

 

Педагоги, перевоплощаясь в детей,     

 имитируют движения мишки, лисички, зайцев

 

4

 

А что ещё есть у вас?

 

Дорисуем верёвочку.

Педагоги  садятся за столы и выполняют работу

 

 

 

5

 

 

 

часть СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА:

 Интеграция образовательных областей в образовательном процессе)

После проведения 1 и 2 части семинара,  педагоги  делятся  на  4  творческие подгруппы 

 

1 задание :  Обсудить  использование интегративного подхода в обучении детей  художественному творчеству (рисованию) нетрадиционными художественно-графическими  техниками

В процессе обсуждения у педагогов возникли такие ответы:

 

 Используя нетрадиционные техники  рисования с детьми дошкольного возраста  в системе обучения детей в ДОУ  можно  решать комплекс взаимосвязанных  задач по  познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому и физическому  развитию детей.

 

Познавательно-речевое развитие:

-активизация мышления детей и  развитие разносторонних представлений о действительности (поиск разнообразных техник и материалов рисования для создания выразительного образа, разные виды  и  жанры изобразительного и  декоративно-прикладного искусства, портреты художников,  профессии людей, создающих искусство и работающих в нем и т.д.);

 

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи в процессе  рисования);

 

- обеспечение взаимосвязи конструирования с  художественным творчеством  детей  для развития изображения в объеме и перспективе;

 

- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения конечного результата — творческой работы-рисунка.

 

- содействие развитию монологической и диалогической речи в процессе рассматривания картин и их обсуждения, поиска подходящих нетрадиционных техник для рисования того или иного предмета ;

 

- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

 

- овладение выразительными средствами общения: словесными (описание предмета или явления, свое отношение к нему) и невербальными (пальчиковые игры, игры-драматизации, динамические паузы)

- игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок на заданную тему рисования (чтение художественной литературы)

Социально-личностное развитие:       

 - формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе занятий художественным творчеством  как в индивидуальной так и в коллективной  совместной творческой деятельности детей;

 

- воспитание культуры познания взрослых и детей (передача эмоциональных состояний в работе, личностных качеств, оценка работ друг друга и пр.);

 

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

 

- развитие эмоций; воображения

 

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

 

- приобщение детей к участию в расстановке и уборке         оборудования и материалов, подбору техник рисования

 

- формирование навыков безопасного поведения в процессе использования нетрадиционных художественно-графических техник

Художественно-эстетическое развитие:

 

- приобщение к миру искусства;

 

- создание выразительного художественного образа;

 

-организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

 

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.      

 

- согласование действий с изображением и сопровождающей их речи ;

 

- умение воплощать в рисунке  настроение, характер и процесс развития образа.

 

 Физическое развитие:

-использование физкультурных минуток и динамических пауз, игровые беседы с элементами движений, игры и упражнения под музыку.

2 задание:   обсудить с  педагогами отражение и  использование данного направления в работе с родителями

 

В процессе обсуждения у педагогов возникли такие ответы:

1).          проведение мастер-класса  для  родителей  с целью заинтересовать техникой нетрадиционного рисования с детьми

2).          проведение открытого мероприятия непосредственно  образовательной деятельности (НОД) по художественному творчеству (рисованию) с детьми с использованием нетрадиционных художественно-графических  техник.

Обсуждение тех техник, которые способны воспроизвести родители с детьми дома.

     3).  наглядная информация по данной теме (оформление выставок, стендов, папок с рекомендациями, выставка  рекомендуемой литературы по теме и т.д.)

 

В конце семинара  педагоги слушают справку старшего воспитателя по итогам анализа  уголков художественного творчества  в том числе  оборудования  и материалов по нетрадиционным художественно-графическим  техникам, обсуждают по возрастам оснащение уголков.

 

В конце семинара  педагогам был предложен  распечатанный литературный материал при использовании в рисовании с детьми нетрадиционных техник

(Пальчиковые игры)

 

«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ   В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

   Изобразительная деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Но, как правило, образовательная деятельность по рисованию  в дошкольном учреждении  чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации.

  Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа  изображения, а также развитие воображения и фантазии у детей.

К методическим особенностям построения изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования  можно  отнести:

 

1. пальчиковые игры (массажи) непосредственно с используемым на данном занятии изобразительным  материалом;

 2.  преподнесение и закрепление программного материала в форме дидактических или подвижных игр;

 3. обязательное использование музыки;

 4. постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз, длительного сидения);

 5. включение в образовательную деятельность по рисованию дыхательных упражнений, самомассажей (помимо пальчиковых игр), ритмических и релаксационных  упражнений.

 

  Наиболее интересным кажется  использование в образовательной деятельности по рисованию комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с использованием тех нетрадиционных материалов, при помощи которых рисуют дети. Данные комплексы представлены ниже. Целесообразнее их использовать в младшем, среднем и старшем  возрасте.

Речевое сопровождение     

Движения рук

 

1         

КОРОБОК

 Коробок от спичек

 Для деток-невеличек,

 Не спички будем зажигать,

 А картинки рисовать.

 Катать не сможем коробок,

  Но сможем взять за уголок.

 Цветы будем рисовать,-

 Ребром плотно прижимать.          

Поворачивание коробка вокруг своей оси, держа двумя пальцами за ребра.

 

Имитация поджигания спичек.

 Имитация оттиска ребра.

 Попытка прокатить по ладошке.

 Взять двумя пальцами за углы по диагонали.

 Имитация оттиска ребра уже по кругу.

 

2         

ЗУБНАЯ ЩЕТКА

 Щетку мы в руках сжимали,

 И ладошками катали.

 В руку щетку мы возьмем,

 Массаж пальчиков начнем.

 Теперь руку поменяем,-

 Массаж пальцев продолжаем.

 Каждый пальчик по порядку,-

 Вот для рук у нас зарядка.

 

 

Вертикальное зажатие щетки ладонями и совершение вращательных движений.

 Взятие щетки в правую руку,

 Растирание щетиной пальцев левой руки.

 То же самое, поменяв руки.

 

Поменять руку,

 Поменять руку.

 

3         

ПЕЧАТКИ (морковь)

 Не морковку будем грызть,

 Не возьмем сегодня кисть,

 Печатью будем рисовать,

 Морковью оттиск создавать,

 Пальчики мы разомнем

 И рисовать сейчас начнем.           

  

Погрозить пальчиком правой руки

 погрозить пальчиком левой руки,

 Имитация оттиска на правой ладони,

 Имитация оттиска на левой ладони.

 Зажав печать между ладонями- покатать.

 

4         

ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ

 Ватной палочкой играем,

 Дружно пальчики считаем:

 1, 2, 3, 4, 5-

 На пальцы будем нажимать.

 Пальчики и палочки-

 Наши выручалочки.          

Держать двумя пальцами за середину, поворачивать вокруг своей оси, передавая в другую руку.

 Нажимать концом палочки на подушечки пальцев поочередно, со сменой рук.

 Зажать палочку между ладонями, повращать.

5         

ЗУБОЧИСТКА (при технике граттажа)

 Продавливать рисунок сложно,

 Но научиться тоже можно.

 Зубочистки- палочки,

 Наши выручалочки.

 Ладошки наши разминают,

 Рисовать нам помогают.   

 

Легкий нажим на каждую из ладоней поочередно.(либо на поверхность стола).

Вращение между ладонями.

 

6         

ШАРИКИ (бусинки, камушки)

 Покатаю я в руках

 Бусинки, горошки,

 Быть послушными учу

 Пальчики, ладошки.

 (автор Е. Цвынтарная)      

 

Круговые вращения шариков между ладонями.

7         

НИТКА

 С нитью знакомиться мы будем.

 Пока на пальчик ее накрутим.

 Нитки о себе расскажут,

 что умеют, все покажут:

 Иголкой шить они умеют,

 И рисовать даже сумеют,

 Два листочка им нужны,

  Гуашь и тушь тоже важны.          

 

Натянуть, взявшись двумя пальцами за концы.

 Накрутить на указательный палец правой руки.

 Раскрутить.

 Намотать на другой палец.

 Имитация шитья.

 Вращение ниткой на раскрытой ладошке.

 Закрыть сверху ладонь с ниткой другой ладонью.

 Перевернуть сомкнутые ладони.

8         

ГУБКА

 Губка- значит поролон,

 И капризный же он.

 Быстро впитывать умеет

 И темнеет, тяжелеет.

 Зато рисунок получаем нужный-

 Очень легкий и воздушный.        

 Сжатие губки в кулак, попеременная передача из рук в руки в ритме стиха.

9         

КОКТЕЛЬНАЯ ТРУБОЧКА

 Трубочкой коктейль мы пьем.

 И рисунок создаем.

 Посмотри, посмотри-

 Получились пузыри.

 В морских глубинах жизни нет?

 Тогда возьмите трафарет.  

 

Держать трубочку подушечками пальцев, имитировать высасывание.

 Одной рукой держать трубочку, другой- приставить  к противоположному краю трубочки ладонь (из пальцев шар или круг).

 Растирание трубочками между ладошками.

 

10       

ПАЛЕЦ, ЛАДОНЬ, КУЛАК

 Наши руки нам расскажут,

 Все умеют, все покажут,

 5 их на моей руке.

 Рисовать могут и  всегда помогут:

 Пальцев подушечки рисуют ватрушечки.

 Наши кулачочки рисуют пирожочки

 

И ладошки рисуют у нас.

 

Рисунок просто высший класс.    

 

 

Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук.

 

Поочередное разгибание пальцев из кулачка одной рукой, затем другой.

 Поочередное соединение подушечек пальцев с большим пальцем.

 Кулачек на ладошку поочередно, «слепить» пирожок из ладошек.

 Волнообразное прикладывание верхней ладони к нижней (в горизонтальном положении ладоней).

 Кулак с поднятым большим пальцем.

11       

СВЕЧА

 Свеча для нас хороший друг,-

 Тепло и свет дает вокруг,

 И, также можем мы сказать,

 Свеча умеет рисовать.

  Из воска состоит она-

 Не зря в рисунок нам звана.

Воск след умеет оставлять,

 А краски будут проявлять.

 

Растирание между ладошками свечи.

 

Проведение свечой по каждому пальчику и ладони ведущей рукой.

 Свеча в левой руке, проведение по ней от начала до конца указательным пальцем с последующей сменой рук.

 Волнообразное рисование свечи в воздухе.

 Отложить свечу, ладони от себя, показать плоскость.

 

12       

МЯТАЯ БУМАГА

 Листок бумаги мы сминаем

 И в шарик дружно превращаем.

 Мятой бумаги комочек

 На ежика похожий очень.

 Не дадим ему скучать,

 Мы им будем рисовать.     

 

Сминать листок бумаги.

 Катать шарик из бумаги.

 

Имитация тычкования получившимся бумажным  шариком на ладони ведущей руки.