ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №34
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
+7 (812) 304-85-06
+7 (812) 304-01-83
Наш адрес: 197375, г. Санкт-Петербург,
ул. Афанасьевская, дом 6, кор.2, литера А
e-mail: hodukina.dou34@obr.gov.spb.ru
Сайт: www.sad34prim.ru
Преодоление водобоязни
Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. В этом возрасте эмоции имеют бурный, но не стойкий характер, проявляющийся в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребёнка легко испугать, рассердить, но стой же легкостью можно заинтересовать, вызвать у него радость, удовольствие. Одно из благоприятных условий возникновения разнообразных эмоций - водная среда. Однако многие инструкторы по плаванию сталкиваются в своей работе с проблемой, когда ребёнок отказывается входить в воду, плачет, громко кричит, скован.
Что даёт ребёнку плавание?
- Плавание способствует укреплению здоровья ребёнка, закаливанию, помогает ему правильно развиваться.
- Занятия в бассейне ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания, в воде снимается нагрузка на позвоночник и формируется правильная осанка.
- Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма.
- Совершенствуются движения, увеличивается общая выносливость организма.
Что делать, если ребёнок боится воды? В большинстве случаев такая проблема зависит от возрастных особенностей и имеет временный характер. Если же такое поведение сохраняется длительное время, это говорит о нервной слабости ребёнка, незнании родителями его качеств, наличии у них самих боязней и тревожности. К сожалению, страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их появления и оградить детей от отрицательных реакций на занятиях по плаванию.
Водобоязнь - это форма страха, относящаяся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции на неприятные ощущения от попадания воды на лицо, особенно в глаза, и в постоянном желании держаться за твёрдую опору. Хотя боязнь воды испытывает малая часть детей, эта проблема очень актуальна при начальном обучении плаванию и требует определенных знаний и умений от инструктора и родителей. Люди, страдающие водобоязнью, мучаются от осознания своего неумения плавать, беспомощного состояния в воде. Она проявляется в снижении самооценки, состоянии постоянной тревоги при приближении к воде. Со всеми трудностями водобоязни человек справляется с помощью индивидуального преодоления и последующего обучения плаванию. Но, к сожалению, не всем детям дошкольного возраста доставляет радость. Встречаются и те, кто когда-либо захлёбывался, боится погружения в воду. А кто-то страдает и патологической боязнью воды.
Часто бывает и так: ребёнок всегда плавает в бассейне. Но, когда родители поехали с ним на море, он не решился самостоятельно войти в воду. В этом случае, сыграли свою роль психологические факторы - необозримость водного пространства, неизвестная глубина, множество купающихся.
Очень важно освоение водной среды, знакомство с её физическими свойствами - плотностью, вязкостью, сопротивлением, выталкивающей силой, температурой. Постепенно, после того как новички вошли в воду, им нужно дать возможность освоиться с местом купания, температурой воды.
Детям, страдающим водобоязнью, необходима психологическая помощь, в результате которой преодолевается негативное и формируется положительное отношение к воде. Например, ребёнок, купаясь дома в ванной, поскользнулся, упал и наглотался воды, но он испугался больше не этого, а паники и суматохи, возникших со стороны родителей. В дальнейшем они будут относиться с боязнью к купанию, и это только усилит страх ребёнка. Некоторые родители стараются воспитывать толерантность к страху, внушая необходимость смириться с неизбежной ситуацией. Их принцип - не помочь ребёнку преодолеть проблему, а смириться с ней и не заострять на этом внимания.
Методы преодоления страха глубины или воды:
- не нужно намеренно подвергать ребёнка страху. Важно не запугивать его дальше, не вспоминать о негативном опыте, не стыдить. Надо сказать, что боязнь утонуть - нормально для не умеющего плавать. Иначе ребёнок будет думать, что это его постоянное качество, а не преходящее явление.
Нужно выражать уверенность в успехе:
- воспитывать у ребёнка некоторую долю терпимости к переживаниям боязни; - обеспечивать ребёнку комфорт и безопасность. Важно научить его уверенно чувствовать себя в воде, ведь это вопрос его безопасности.
Практические советы по преодолению водобоязни и освоению с водной средой.
Как можно раньше приучайте ребёнка к водным процедурам. Если ребёнок боится мыться, не спешите. Дайте ему тазик с игрушками, затем игру можно продолжить в ванной. Лейте воду на ребёнка из лейки, ковша, начиная с ног. Постепенно приучайте к душу. Следите за температурой воды. Выберите ту, которая понравится ребёнку. Объясните ребёнку, что вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная. Покажите предметы под водой. Предложите их достать.
Умывание Начните купание в ванне или принятие душа с умывания, приговаривайте: Водичка-водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Улыбался роток!
Напомню: вы при этом поддерживаете ласковый тон, улыбаетесь, а если нужно, умываетесь сами!
«Птички умываются» Научите ребёнка опускать лицо в воду, задерживая дыхание. Принимаем душ Выучите с ребенком стишок и приговаривайте во время принятия душа: Вот какой забавный случай!
Появилась в ванной – туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж.
Все ребята любят … душ!
Обливание Многие дети не любят, чтобы на голову и лицо попадала вода. Попробуйте поиграть в «Садовника», начните с себя:
Посадил садовник в землю семечко (присаживайтесь),
стал ухаживать за ним, поливать (пригоршнями лейте воду себе на голову),
стало семечко расти (медленно поднимайте голову),
и вырос большой красивый цветочек.
Помните: вы рядом, вы - пример для ребёнка. Сначала выполняете упражнение вы, а затем после слов «Делай как я», - ребёнок. Подбадривайте его, чаще хвалите. Оказавшись в воде, привыкните к ощущениям. Постарайтесь не напрягаться. Постепенно приседайте, погружаясь в воду до уровня подбородка. И так несколько раз. Походите, побегайте, попрыгайте, поползайте на руках по дну вдоль берега или по направлению к берегу. В этом возрасте достаточно обычного контакта с водой с игрушками и поддерживающими средствами, поэтому призываем - не рискуйте чувствами своих детей! Ведь для того, чтобы ребенок захотел учиться плавать, ему, прежде всего, нужны положительные эмоции, он должен полюбить воду, не бояться ее!
- Набрать воду в ладошки и подуть на нее.
- Сидя в ванне подуть на воду (ветерок), подуть на кораблик, на мячик.
- сидя в ванной пускать пузыри (сначала через трубочку, постепенно показывая на собственном примере опустить губки «трубочкой» в воду и произнести букву «у-у-у-у-у»
- Предложите ребенку «остудить» воду- сделать вдох через рот и сильно выдохнуть, опустив лицо в воду (выдох выполняется через рот, губы трубочкой)
- Предложите ребенку задержать дыхание под водой на время и рассмотреть предметы под водой (подводник)
Как только ребёнок отважится погрузить лицо в воду, нырнуть с головой – можно сказать, что начало положено. Дальше его ждёт удивительный, увлекательный водный мир.
Важно!!!
Все игры и упражнения в воде выполняются в присутствии взрослых, не оставляйте детей без присмотра!
Желаю Удачи!