ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №34

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

+7 (812) 409-72-41
+7 (812) 409-72-40

Наш адрес: 197375, г. Санкт-Петербург,
ул. Афанасьевская, дом 6, кор.2, литера А

e-mail: hodukina.dou34@obr.gov.spb.ru

Сайт: www.sad34prim.ru

Емельянова Надежда Викторовна

Роль народной игрушки в духовно-нравственном воспитании дошкольников

           Огромный опыт, накопленный национальной традицией семейного воспитания, пока малоизвестен в современных семьях, почти не применяется воспитателями.

           Одна из серьезных проблем современной жизни - неподготовленность детей к коллективной ролевой деятельности, где успех дела часто зависит от умения участников  играть как главные, так и второстепенные роли.  Установка на победу любой ценой, исполнение непременно главной роли, неуважение к партнерам - типичные черты психологии современных детей.

          Я считаю, что активное освоение традиционной культуры поможет детям лучше осознать и сохранить собственную индивидуальность. Ребенок, который прикоснулся к народной культуре, будет уметь полноценно, с достоинством играть в семье, общественной и трудовой деятельности любую роль, которую представят ему жизненные обстоятельства, в том числе, и «не престижную»  (с точки зрения господствующих в обществе бытовых представлений). Результат такой жизненной позиции - гармоничное, спокойное отношение к жизни, к ее трудностям, стремление жить так, чтобы твое счастье  зависело не от «удачи или неудачи», а от умения строить свою деятельность на основе осознания целого и важности твоей роли в этом целом, какова бы она ни была. Чтобы могли люди добрые сказать словами старинной колыбельной: «Этот человек - поколенья не пустого».

             Я давно интересуюсь народными традициями и обрядами, увлекаюсь русской народной куклой. Когда я стала работать над этой темой с детьми моей группы,  я провела диагностику знания у детей основ русских народных традиций. Знания о народном костюме, о  народной игрушке  очень поверхностны. Из русских народных праздников большинству детей знакомы лишь Рождество, Масленица и Пасха.

Поэтому, я считаю очень важным знакомить детей с русской народной игрушкой, пробудить интерес к истории и культуре России, показать детям красоту русского языка через устное народное творчество и через это способствовать развитию познавательной активности, любознательности, способствовать развитию у детей лучших черт русского характера. Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

             Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

            Оказать  помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – пространственной развивающей средой.

             Я проводила опрос родителей через анкетирование, который показал, что подавляющее большинство родителей согласны с необходимостью использования народных традиций в воспитании детей. Анкетирование показало, что родителям интересны народные праздники, история и народное творчество. Большинство родителей совсем не знакомы с русской народной куклой.   Поэтому я провела консультацию для родителей  «Значение русской народной куклы в приобщении дошкольников к истокам национальной культуры». Многих  мам и бабушек заинтересовала тема народной куклы. Родители помогли обеспечить занятия по изготовлению кукол цветными лоскутками, нитками, другими материалами. Некоторые дети самостоятельно делали кукол дома вместе с родителями.

           Кукла – ПЕРВАЯ среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама: ее создает человек.  Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

           Кукла - зримый посредник между миром взрослых и миром детства. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.

             Полки современных магазинов ломятся от изобилия всевозможных игрушек. Но самой любимой куклой всегда остается та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненных линий, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук чувствуется то, что мы называем ДУШОЙ.

             Я считаю, что очень важно приобщать  детей к чарующему миру куклы, дать возможность попробовать изготовить ее своими руками. С детьми старшего дошкольного возраста мы делали кукол  ПЕЛЕНАШКУ, БЕССОННИЦУ, КУВАДКУ (другое название ЗАКРУТКА) и СТОЛБУШКУ (Владимирскую). Перед тем, как приступить к изготовлению куклы, я знакомила детей с историей каждой куклы, ее использованием в крестьянской семье.

            Для изготовления кукол мы использовали различные лоскутки, бересту, цветные нити. Также я показала детям различные способы изготовления игрушек из соломы, льна, травы.

          Простоватые на вид, куклы очень разнообразны по исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, но они отличаются от других игрушек. В первую очередь кукла - это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни, помочь хорошему урожаю. Куклы бережно хранились в семье и передавались из поколения в поколение, вместе с традициями их изготовления. Я самостоятельно изготовила кукол,  связанных с различными праздниками и использовала их в своих рассказах о народных праздниках. В группе я создала мини музей народной куклы.

           Куклы позволяют в детских играх достаточно достоверно отображать мир взрослых. В игре с куклами воспроизводятся все значимые события в жизни человека: рождение и смерть, свадьба, праздники, бытовые сцены (нянчить ребенка, ходить в гости и т.д.)  В работе я постаралась дать сведения  о ролевых играх  на основе  фольклора, традиций народного речевого этикета. В работе я сделала подборку народных песенок и

потешек, которые дети с удовольствием используют в играх с куклами что способствует речевому,  художественно-эстетическому и социально-коммуникативному развитию.

     Я думаю, что если бы  «живая» народная игрушка попала к детям в повседневный быт, то они охотно приняли бы ее в свои игры.  Ведь многие из существующих ее образцов просто не доходят до них. Время диктует перевод  народной игрушки на более массовое производство, что сделало бы ее более доступной для малышей.

 

Литература

И.Н. Котова, А.С. Котова Русские обряды и традиции - Народная кукла
СПб, Паритет 2003

Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г.

Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.

Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.