ГБДОУ детский сад № 34 Приморского района Санкт-Петербурга

+7 (812) 304-85-06
+7 (812) 304-01-83

Наш адрес: 197375, г. Санкт-Петербург,
ул. Афанасьевская, дом 6, кор.2, литера А

e-mail:primgbdou34@mail.ru

Сайт: www.sad34prim.ru

Молодцова Елена Николаевна

Консультация для родителей

СИБЛИНГИ

 

Сиблинги от англ. (siblings) – термин, используемый в этнологии, социальной антропологии, обозначающих детей одних родителей.

Всем известно, что психическое развитие ребенка зависит от того, есть ли у него сиблинги, братья и сестры. И как часто можно встретить братьев и сестер, которые не ладят между собой, зачастую причиной этому является ревность по отношению к родителям. Пока в вашей семье один ребенок, проблемы только  с ним. Как рождается второй, трудности умножаются на двое, да плюс еще можно ожидать и проблемы во взаимоотношениях между ними. В психологической науке начало изучению собственно сиблинговых отношений положила психоаналитическая школа. З. Фрейд рассматривал соперничество как один из самых важных аспектов сиблинговых отношений. Адлер полагал, что появление сиблинга является одним из самых драматичных событий в жизни ребенка, им был введен специальный термин «развенчивание» (dethronenment) для обозначения ситуации, при которой старший сиблинг перестает быть центром внимания семьи.

Исследования в середине XX века проводились с целью выяснения влияния на качество сиблинговых отношений таких показателей, как пол, разница в возрасте и порядок рождения. Оказалось, что уровень враждебности выше в парах сиблингов-мальчиков. Однако некие формальные переменные, такие как разница в возрасте между детьми и их порядок рождения не во всем удовлетворяли исследователей. Рассмотрение материнского поведения, темперамента ребенка, семейной структуры позволило вывить, что наименьшее влияние на характер сиблинговых  отношений оказывают такие параметры, как семейная структура и семейная позиция сиблингов.

Сегодня большинство исследований сосредоточено на изучении сиблинговых отношений во взаимодействии с супружескими и родительско-детскими отношениями. Особо рассматриваются сиблинги, которые демонстрируют высокую активность и эмоциональную нестабильность. Была выдвинута гипотеза, что такие характеристики темперамента у ребенка могут быть связаны с конфликтностью в сиблинговых отношениях. Дети с трудным темпераментом демонстрируют больший стресс на рождение сиблинга по сравнению с более адаптивными детьми. По мере взросления детей, темперамент продолжает оказывать влияние на сиблинговые отношения. Дети с высоким уровнем активности больше склонны к конфликтному поведению в отношении сиблинга, чем менее активные дети. Исследователи нередко указывают на взаимозависимость таких переменных, как характер отношений между родителями, общий эмоциональный климат в семье и качество отношений в сиблинговой паре. Супружеский конфликт в паре родителей непосредственно связан с наличием негативных эпизодов в отношениях между сиблингами. Родительская депрессия оказывает существенное влияние на сиблинговые отношения лишь в случае появления враждебности со стороны родителя в процессе воспитания. Более высокий уровень позитивности в родительско-детских отношениях связан с более высоким уровнем положительных эмоций в отношении к сиблингу. Такие родительские характеристики, как негативность, навязчивость и сверхконтроль, связаны с агрессивным поведением в сиблинговой паре. И еще, сиблинговые отношения характеризуются большей негативностью тогда, когда родители по-разному реагируют на сходное поведение детей. Различающееся родительское отношение часто связывается с трудностями в супружеской паре. Эмоциональная напряженность, сопровождающая конфликт между родителями, усиливает показатели различающегося родительского отношения, которое в свою очередь приводит к негативности в отношениях между сиблингами. Вероятно, различающееся родительское отношение к сиблингам может быть следствием формирования родительско-детских коалиций, которые часто возникают в конфликтных семьях, и, кроме того, вследствие разногласия между супругами страдает способность родителей эффективно регулировать свои эмоции, что ведет к изменениям паттернов взаимодействия в семье. Чрезвычайно важным в развитии гармоничных отношений между сиблингами является родительское урегулирование детских ссор. Невмешательство родителей в детские споры и отсутствие с их стороны четкой позиции приводит к тому, что старшие сиблинги занимают доминирующую позицию по отношению к младшим.

Детство – удивительная пора, в которую приятно возвращается в своей памяти, когда ты уже взрослый. И нам нужно сделать все возможное, что бы история про Каина и Авеля повторялась в жизни как можно реже!

 

Список используемой литературы:

1. Малофеев И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения / И. В. Малофеев. — 2-е изд. — М.: «Дашков и К», 2014. — 176 с.

2. Топчий Л. В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах:учеб. пособие/ Л. В. Топчий. – М. : Издательство РГСУ, 2015. – 154 с.