ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №34

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

+7 (812) 409-72-41
+7 (812) 409-72-40

Наш адрес: 197375, г. Санкт-Петербург,
ул. Афанасьевская, дом 6, кор.2, литера А

e-mail: hodukina.dou34@obr.gov.spb.ru

Сайт: www.sad34prim.ru

Тураева Бэла Джалиловна

  

Важность развития речи в группе раннего развития

Ранний возраст является сензитивным периодом для развития всех психических процессов у ребенка. Основные достижения раннего детства,определяющие развитие психики ребенка – овладение телом, развитие предметной деятельности и, конечно, развитие речи. (Выготский Л.С.)

Сначала дети усваивают речь в плане понимания, а затем – в плане активного использования. К 2 - 2,5 годам ребенок понимает почти все обращенные к нему слова.К концу 3 года жизни в речи малыша встречаются все части речи, предложения становятся сложными, союзными и бессоюзными, а активный словарныйзапас достигает 1200 - 1500 слов. Так же, на 3 - м году жизни понимание речи качественно изменяется и возрастает по объему пассивный словарный запас (Мухина В.С.).

Малыш любит слушать речь взрослых, слушать сказки, стишки, детские песенки, осваивает понимание речи -рассказа. Но стоит помнить, что это понимание лучше осуществляется в пределах наглядной ситуации.

Обухова Л.Ф. выделяет следующие основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста:

1. Пассивная речь в развитии опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова - указания (до 1,5 лет), затем он начинает понимать слова - названия (до 2,5 лет), позднее наступает понимание инструкций и поручений (после 2,5 лет до 3 лет) и, наконец, понимание рассказов, т.е. контекстной речи.

2. Первое языковое «открытие», описанное В. Штерном, ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.

С этого момента (2 года) ребенок обнаруживает ярко выраженную инициативу в развитии словаря. Появляются вопросы: «Что это?», «Кто это?». Это результат практического освоения языка в совместной деятельности со взрослыми.

3. Развитие фазической и семической стороны языка.

В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения. «Фазически – это слово, семически –предложение», - писал Л.С. Выготский.

4. Второе языковое «открытие» - это «открытие» флективной природы языка, описанное К.Бюлером. По мнению Бюлера, на границе 2 и 3 лет ребенок сам «открывает», что слова в предложении связаны между собой.

5.В раннем возрасте происходит переход от многозначных детских слов к первым функциональным обобщениям. Основанием для обобщения служат различные признаки предметов. Вначале ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам –1 - я ступень. На 2 - ой ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т.е. какую роль выполняют предметы. 3 - я ступень – умеет вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу, независимо от ситуационного, функционального использования данных предметов.

6.Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить. (Фонема – это не просто звук, а «звук плюс смысл» (ВыготскийЛ.С.).

7.В основе овладения синтаксическим строем языка лежит ориентация в его фонематической и флексивной системах, т.е. ребенок вначале овладевает отдельными звуками, которые являются исходным материалом для построения слова, а затем отдельные слова в предложения (т.к. они могут быть связаны – 2-е открытие).

8. В раннем возрасте развиваются функции речи, происходит

 Образовательная деятельность по развитию речи в группе раннего развития строится основываясь на перечисленных выше тенденциях развития речи. Во время занятий дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения, занятия обязательно сочетаются с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, с помощью которых малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения.

 

 

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

 

Адаптация - это процесс приспособления организма и личности ребенка к новой обстановке и новым условиям. Адаптация бывает: легкая, средней тяжести, тяжелая и очень тяжелая. Легкая адаптация может проходить в течение 2-3 недель, а тяжелая иногда длится около полугода и больше. Какая адаптация будет у вашего ребенка, зависит от многих факторов: от особенностей его центральной нервной системы, стиля воспитания, принятого в вашей семье, и от подготовленности к яслям.

 

 Как же обычно ведут себя дети во время адаптации?

 Впервые войдя в группу, ребенок может даже не заплакать. Он будет с интересом рассматривать новые, яркие игрушки, обстановку, окружающих его детей, пока не поймет, что рядом нет мамы. Вот когда начинаются слезы. Малыш осознает, что он остался без мамы и для него это самое большое горе в его жизни. Он показывает на дверь, в которую ушла мама, отказывается от еды, не садится за стол, его уже ничего не интересует. Малыш, который умеет говорить, постоянно зовет маму или просит воспитателя отвести его домой. На следующий день, он от мамы отрывается со слезами и продолжаться такое может на протяжении двух недель, а иногда и больше. Постепенно, малыш начинает забываться, отвлекаться и успокаиваться. Он уже узнает знакомую воспитательницу и иногда со слезами, но все-таки идет к ней. Первое время детки ходят в ясли только на два часа. Воспитатель следит за состоянием ребенка в группе и потихонечку, по часу, прибавляет время нахождения его в детском учреждении. Многие мамочки начинают торопить воспитателей, чтобы  быстрее оставить малыша в яслях. Не нужно форсировать события. Если воспитатель видит, что ребенок быстро успокаивается после ухода мамы, кушает и играет с другими детьми, сам быстрее оставит ребенка на более длительный срок в группе.  Всему свое время и не за горами то время, когда малыш сам помашет вам ручкой и с удовольствием побежит в группу, к своей воспитательнице. Когда ребенок будет спокойно уходить от родителей в группу, с удовольствием кушать, играть и спать, можно считать, что адаптация закончилась, и ребенок полностью привык к яслям. 

 

Как родители могут помочь ребенку быстрее и легче адаптироваться в яслях.

1.Если малыш больше привязан к маме, то лучше будет, если в ясли его будет водить папа или другой член семьи.

2.Если у ребенка есть любимая игрушка, он может брать ее с собой в группу. Пусть она будет вместе с ним и облегчит расставание с близкими.

3.Если вы заранее не отучили малыша от соски или от бутылочки, не отучайте сейчас. Пусть пока не привыкнет, он их сосет. Замечено, что сосательные движения успокаивают. Если ребенок пользуется соской или бутылочкой только перед сном, воспитатели дадут их малышу своевременно. 

4.Если ребенок не приучен к горшку, не следует отучать его от памперсов в адаптационный период.

5.В это время действует закон - никаких резких перемен, чтобы не усугублять и без того тяжелый период в жизни ребенка!!!

6.Обратите внимание на правильное питание ребенка, разнообразьте его живыми витаминами: овощами и фруктами. Здоровое питание укрепляет нервную систему.

7.Старайтесь побольше находится с ребенком на свежем воздухе и лучше в компании других детей.

8.Следите за тем, чтобы ребенок высыпался ночью. Укладывайте его вовремя спать. Часто дети плачут от того, что хотят спать.

9.Беседуйте с малышом, рассказывайте что-нибудь хорошее о детском садике, о воспитателях, о детках. Даже если ваш ребенок не умеет говорить, он уловит ваши теплые нотки в голосе и поймет вас.

10.Никогда не обсуждайте воспитателя при ребенке, не настраивайте его против детского сада.

11.Будьте решительны. Старайтесь прощаться с ребенком в раздевалке быстрее, не оттягивая время расставания.  

12.Если решили приучать ребенка к детскому учреждению, водите каждый день, а не от случая к случаю. (Конечно, если ребенок не болен). Этим можно только растянуть адаптацию по времени и сделать ее более тяжелой для малыша.

13.Прислушивайтесь ко всем советам воспитателей. Они тоже заинтересованы в скорейшей адаптации вашего ребенка