ГБДОУ детский сад № 34 Приморского района Санкт-Петербурга

+7 (812) 304-85-06
+7 (812) 304-01-83

Наш адрес: 197375, г. Санкт-Петербург,
ул. Афанасьевская, дом 6, кор.2, литера А

e-mail:primgbdou34@mail.ru

Сайт: www.sad34prim.ru

Симановская Екатерина Ивановна

Статья "Приобщение дошкольников к русской народной культуре"

 Автор:

воспитатель ГБДОУ детский сад №34 Приморского района Санкт-Петербурга Симановская Е.И.

03


Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет (В.В.Абраменко, М.В.Осорина и другие) свидетельствуют о том, что под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира. [1]Последнее десятилетие в нашей стране и  во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой  восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено. Наша жизнь сейчас заполнена большим количеством иностранного в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Все это привело к утере понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия; исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты  взаимного уважения и «лада» в семье.

Как же, какими средствами мы, воспитатели,  можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры[4].

Развитию целостного отношения детей к истории и культуре своего народа способствует музейно-педагогическая технология. Развивающий потенциал музейно-педагогической технологии помогает педагогу сделать образовательный процесс становления целостного отношения детей к истокам русской народной культуры системный, продуманным, позволяет достичь превосходящего результата. Музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями. Музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного краеведческого пространства. Демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка; в музее прямо или опосредованно совершается внутренний акт самоопредения, соотнесение взглядов, опыта ребенка с нормами других эпох и культур, что становится толчком к созданию им самого себя, саморазвитию и самовоспитанию [5].

В нашем 34 детском саду Приморского района  активно применяется музейно-педагогическая технология. Благодаря всеобщим усилиям воспитателей, родителей и администрации детского сада в 2012 году был создан музей «Русская изба». В музее проводятся интерактивные занятия, благодаря которым воспитанники знакомятся с традиционным гостеприимством, воспитанием в крестьянской семье, процессом сбора урожая и приготовлением хлеба, с традиционными куклами.

Вот сценарий-пример одного из занятий в старших группах                  «ПЛАЧЕТ ХЛЕБУШКО, КОГДА ЕГО ЕСТ ЛЕНТЯЙ»

  1. Приветствие. 2 мин
  • встреча и приветствие детей, первичное представление о традиционном гостеприимстве

- Здравствуйте, мы отправляемся на экскурсию в мир русской деревни. В нашем садике есть музей, где живут вещи ваших прабабушек и прадедушек, поэтому, мы совершим сегодня настоящее путешествие в прошлое. А в прошлом мы бы с вами поздоровались от всего сердца. Поднимите правую руку, приложите к сердцу, а левую ручку ко лбу. Нужно поклониться и сказать: «Хлеб да соль вам!»

  1. Сообщение темы занятия. 1 мин

- Проходите к нам в музей. Закройте глазки и прислушайтесь. Слышите, кто-то тихо плачет далеко-далеко. Это плачет хлебушек, т.к.  говорят: «Плачет хлебушко, когда его ест лентяй.» (беседа о том, кто такой лентяй и почему он не заслужил хлеб)

  1. Знакомство с трудовым воспитанием в крестьянской семье. Основные этапы уборки урожая. 20 мин
  • малые фольклорные жанры (заклички, попевки, скороговорки, загадки), связанные с работой в поле
  • инсценировка  с детьми этапов уборки урожая: девочки – жатва, мальчики – обмолот

      - Как нужно потрудиться, чтобы хлеб не плакал, когда мы его едим?

      - В какое время года надо начинать работу? В какой месяц весны пойдем в поле и будем пахать землю? Какая машина сейчас пашет? А раньше? Не кузнец не плотник, а главный на селе работник? (Конь).  Кто сильный, кто идет в поле и управляется с конем мама или папа? Поле вспахал папа, разбил комочки земли можно уже сеять? Надо выбрать самый лучший день в мае для сева.

Дети представляют, что они на поле и «берут» в ладошку воображаемый комочек земли до тех пор, пока она не станет «теплой и рыхлой».

     - А теперь можно и сеять. В каждом деле есть хорошее начало – зачин. Чтобы сев получился и в поле вырос хлеб начать сеять надо так: кинуть зерна на 4 стороны, приговаривая: «Вырасти хлеба на бедную долю, на богатую долю, на птичью долю и на мою долю!» (дети трогают зерна, имитируют сев)

                                                                                                   

     - Для того чтобы хлебушек вырос в поле за ним надо ухаживать – поливать. Можем полить все поле? (заклички про дождик и солнце)

     - К середине лета вырос в поле урожай. Какая машина сейчас убирает урожай? А раньше в поле шли мамы с дочками. Брали в руки «маленький, горбатенький, светел месяц днем на поле сидел, ночью на небо взлетел» (Серп) (показать серп, дать потрогать аккуратно, сравнить с месяцем по форме и цвету) и срезали хлебные стебельки – соломинки (дать  потрогать стебельки и колосья ржи; деть складывают ладонь в форме серпа и имитируют жатву).

                                                                          

     - Вот какой урожай мы собрали. Как теперь достать зернышки из колосков? Надо их обмолотить. Летят уточки, деревянные носочки, шейки кожаные (Цепы) (показать цепы, дать всем их потрогать, разыграть с одним из мальчиков обмолот цепами). Такими цепами выбивали зернышки папы, а детки потом помогали молотить, топали босыми ножкам по колосьям и приговаривали в такт: «Чикотунчики летят, меж собою говорят, чика – чок, чика-чок, чика-чок-чок-чок!»

                                                       

     - Обмолотили рожь, молодцы, теперь надо отделить соломинки и зернышки, они все перемешались. Сделайте из ладошки лопату, возьмите ей зернышки с соломой, подбросьте вверх и подуйте. Что легче соломинка или зернышко, что улетит, а что рядом упадет? (инсценировка веянья)

    - Собирайте скорее зерна в мешок и поедем на птицу-юрицу, на семи ногах она стоит, крыльями машет, а взлететь не может (на мельницу) (дети прижимают ладошки и имитируют работу жерновов, «перемалывая» зерна в муку).

    - Муку смололи, можно уже хлеб печь? Нет надо тесто замесить (загадки про горшок-квашню (на копале был, на топтале был, на кружале был ,на пожаре был) и сито (новая посуда, а вся в дырах, дыр много, а выскочить некуда) и имитация замеса теста).

     - А теперь давайте поставим хлеб в печку: «Мать толста, дочь красна, а сын кудреват по небу летат» – это печка. Она как мама накормит и обогреет (дети берут хлебную лопату  и ставят хлеб в печь). Хлеб наш испечется, а мы проверим потом, не заплачет ли он, когда его есть будем.

                                                   

  1. Заключение. 3 мин

 

    Можно поиграть в каравай или вспомнить все этапы работ и сделать вывод, что у детей хлеб не будет плакать, т.к. они потрудились хорошо.

 - Прощаемся мы с вами тоже на хлебе, на соли, на добром здоровье, с поклоном.