ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №34

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

+7 (812) 409-72-41
+7 (812) 409-72-40

Наш адрес: 197375, г. Санкт-Петербург,
ул. Афанасьевская, дом 6, кор.2, литера А

e-mail: hodukina.dou34@obr.gov.spb.ru

Сайт: www.sad34prim.ru

Богатыри земли русской

Богатыри земли русской.

Былины — жанр народной эпической песни, в котором рассказываются и мифологические сюжеты, и события реальной истории Руси. Этот жанр возник где-то в районе X века — и в каждом регионе Руси долгое время рассказывались свои былины, почти никак не связанные с другими: в Новгороде были одни истории, в Киеве — совершенно другие. Окончательно жанр сформировался к XIV веку, когда появилась более или менее единая  былинная традиция.

    Главными героями значительной части былин были богатыри — герои, совершающие различные подвиги и наделённые некими уникальными качествами, вроде нечеловеческой силы.

     Среди богатырей встречались и исторические личности: Александр Пересвет, Ермак Тимофеевич. Но чаще всего они были выдуманными персонажами. Даже если за основу брали каких реальных людей — народная молва настолько искажала их образы, что они превращались в совершенно иных персонажей. 

     История создания первых богатырей восходит ещё к славянской мифологии середины первого тысячелетия нашей эры. Таких персонажей нынче именуют «старшими богатырями». К ним причисляют Святогора, Волха Всеславьевича, Микулу Селяниновича и некоторых других героев. Но большая часть богатырей в русском фольклоре появилась гораздо позднее и под влиянием самых разных источников.

Образы многих «младших богатырей» создавались под впечатлением от застав, появившихся для защиты русских земель от набегов со степей. Правда само слово «богатырь» могло прийти в русский язык как раз со стороны этих степей из монгольского или одного из тюркских языков как видоизменённая форма слова «багатур» или «батыр» (храбрец, забияка).  

На русскую культуру в те времена активно воздействовала христианская религия — что не могло не отразиться на былинах. Поэтому некоторые сюжеты о приключениях богатырей вполне могли быть списаны с бытия Самсона или Георгия Победоносца. К тому же, во многих былинах регулярно встречались ангелы, а главные герои молились о различных чудесах.

И благодаря обилию источников вдохновения истории о богатырях получились самыми разными. Одни былины были очень мифологичны — другие были приближены к быту обычных крестьян и горожан. В одних сказаниях богатыри защищали Русь от всевозможных бед — в других богатыри  пробовали силушку молодецкую, тренируясь  на прохожих.

Святогор

Святогор — один из старейших славянских богатырей, что хорошо заметно по былинам о нём. Его матерью была сама Сыра Земля. Насчёт того, кем же был его отец, так и не сформировалось единого мнения. В одних сказаниях это был бог-творец ,Род, в других просто некий  великан — но всё равно персонаж, связанный с потусторонней реальностью. Святогор был великаном громадного роста, столь могучим, что его не могла удержать земля. Поэтому он мог жить исключительно на «Святых горах», по которым он мог передвигаться на своём коне титанических размеров.

Я бы ездил тут на матушку сыру землю, —

Не носит меня мать сыра земля,

Мне не придано тут ездить на святую Русь,

Мне позволено тут ездить по горам да по высокиим,

Да по щелейкам да толстыим.

В некоторых былинах утверждалось, что Святогор — богатырь не местный.  Вместе с тем на Восточно-Европейской равнине таких гор не было, что также говорит в пользу того, что миф о Святогоре имеет либо скандинавские, либо карпатские корни. Причём старики среди на Карпатах еще в начале ХХ века   говорили, что «Мы ще помнэм за вэлэкого нашого дядьку Сватагоря». Они утверждали, что в конце времён он проснётся от своего сна, чтобы в последний момент всех спасти. Изначально Святогор в горах то ли охранял Мировой Дуб, то ли сторожил ворота между нашим и потусторонним, сказочным миром.  С другой же стороны этих ворот стояли богатыри-великаны Горыня, Дубыня и Усыня. Несмотря на то, что они также охраняли этот проход, Святогор был не в лучших с ними отношениях, тк ,в отличие от Святогора, они олицетворяли разрушительную сторону стихий, нарушающих привычную жизнь. Горыня был персонификацией стихии огня, способной рушить горы. Дубыня олицетворял собой земную стихию и с лёгкостью крушил вековые дубы. Усыня управлял водной стихией, с помощью которой он мог запрудить реку или уничтожить мост.

В дальнейшем   Горыня, Дубыня с Усыней начали чаще выступать в роли спутников героев сказок.

Нередко эти богатыри и вовсе мешали героям сказок: преисполненные завистью, они предавали своего спутника. Но всё же изредка они были полезны и их благодарили за помощь, например, при помощи добычи для них невест.

В итоге на основе образов Горыни, Дубыни и Усыни появились былины о могучих богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче и других.

Со временем и история Святогора претерпела множество изменений. Уже мало кто помнил, что он что-то охранял в Святых горах, отчего в народе Святогор прославился как «бесполезный» богатырь. Сила его была громадной — но она была ему в тягость. Так как он не покидал своих гор, то и никаких подвигов он не мог совершать.

Встреча Ильи Муромца со Святогором произошла следующим образом. Илья бродил по горам, пока не наткнулся на спящего великана. Приняв Святогора за нарушителя границы, Муромец начал колотить со всей силы булавой по голове великана — но всё без толку, Святогор ударов даже почти что не приметил.

Я думал, кусают русские комарики,

Ажно славный богатырь Илья Муромец.

И потом шутки ради Святогор засунул буйного богатыря в карман. Позже, когда его конь устал от такой непосильной ноши, он его оттуда вынул и они с Ильёй побратались.

Самый распространённый сюжет о Святогоре — история о том, как он умер. Что довольно нетипично для былин, ведь смерть богатыря была не героической. Как-то Святогор вместе с Ильёй Муромцем скакал по дороге в Святых горах. И встретился им на пути громадный каменный — а в иных сказаниях деревянный гроб. Шутки ради богатыри решили примерить, насколько он им велик. Илье гроб был велик слишком. А вот Святогору он пришёлся в самый раз — и тут же во время примерки крышка гроба внезапно захлопнулась над великаном. Как и всегда с былинами, есть разные варианты продолжения этой истории. То ли Святогор смирился со своей судьбой, то ли в панике, ещё сильнее желая выбраться, он предложил Илье Муромцу перенять его силу. Но Илья перенял только часть сил Святогора, либо с самого начала отказался от такой идеи. Как он сам говорил, ему не надобна такая громадная сила, из-за которой даже по земле ходить затруднительно.

У меня головушка есть с проседью,

Мне твоей-то силушки не надобно,

А мне своей-то силушки достаточно.

Если силушки у меня да прибавится,

Меня не будет носить да мать сыра земля.

В этом ещё было и символическое значение — Илья Муромец, как и другие подобные ему богатыри, не продолжатель и не приемник Святогора. Так просто силы ему не нужно — она необходима ему для защиты своей отчизны. А там, где он не мог справиться одной лишь грубой физической силой, на помощь ему приходили хитрость, смелость, смекалка и другие качества. В итоге Святогор окончательно смирился с неминуемой смертью, сказал Илье Муромцу бросить его и продолжить свои странствия дальше. 

Волх Всеславьевич

А и на небе просветя светел месяц,

А в Киеве родился могуч богатырь,

Как бы молоды Волх Всеславьевич:

Подрожала сыра земля,

Стряслося славно царство Индейское,

А и синее море сколебалося

Для‑ради рожденья богатырского

Молода Волха Всеславьевича.

Волх Всеславьевич — сын княжны Марфы Всеславьевны. В момент рождения Волха Всеславьевича ударил гром и сотряслась земля, все звери, птицы и рыбы попрятались. Молодой князь рос не по дням, а по часам: уже через полтора часа он уговаривал свою мать завернуть его в воинские латы.

А и гой еси, сударыня матушка...

А не пеленай во пелену червчатую,

А не поясай во поесья шёлковые, —

Пеленай меня, матушка, в крепки латы булатные,

А на буйну голову клади злат шелом,

По праву руку палицу,

А и тяжку палицу свинцовую.

А весом та палица в триста пуд.

     С первых же лет он отличался немереной силой. В семь лет он овладел грамотой и обучился различным наукам. Ещё через три года он выучился колдовским умениям, из которых чаще всего пользовался способностью превращать себя и других людей в разных животных. Все эти способности делали Волха великим охотником, главным среди древних славян, прежде всего зависевших от охоты в то время. А охота была связана с многочисленными ритуалами — отсюда и его кудесничество. Во времена развитого земледелия в Восточной Европе ориентированность на охоту и магические способности Волха превратили его если не в отрицательного персонажа, то уж точно в антигероя. Волх Всеславьевич — один из древнейших славянских богатырей, но в итоге сохранилось лишь несколько историй, главная из которых — его поход в Индию. Хотя эта страна просто самый популярный вариант: в разных былинах это могла быть и Турция, и Золотая Орда — а то и какая другая далёкая страна. Во время похода Волх всячески оберегал свою дружину. Пока она спала, он оборачивался серым волком и охотился. Когда его воины проснулись, они сшили себе одежд из волчих шкур, добытых князем, тем самым уподобившись волчьей стае. В таком виде войско Волха добралось до Индии. Пока дружина отдыхала перед неприступными стенами столицы Индийского царства, Волх обернулся соколом и перелетел через стену. Превратившись в горностая, он сгрыз все тетивы на индийских луках и перепортил все стрелы. В облике волка он загрыз всех коней в крепости. Всевозможными способами Волх в ту ночь лишал гарнизон оружия. На утро князь вернулся в свой лагерь, превратил своих воинов в муравьёв и перевёл их через щели в стене в крепость. Оппоненты  не ожидали такой атаки — да и практически нечем им было защищаться.

   В поздних преданиях Волха Всеславьевича начали часто называть Вольгой Святославовичем. Кроме того, миф о Волхе наделили некоторыми чертами истории Вещего Олега, так как набег Волхи на Индию ассоциировался с походом Олега на Царьград. Такое сходство князей прежде всего отразилось на истории смерти Волха. По аналогии с Вещим Олегом, Волху предрекли, что он умрёт из-за своего любимого коня. Когда конь умер, князь, радовавшийся тому, что сумел перехитрить судьбу, решил посмотреть на скелет мёртвого коня. Но как только Волх встал ногой на череп — оттуда тут же вылезла змея. От её яда он вскоре и скончался.

Микула Селянинович

Былина о Микуле Селяновиче — одна из старейших русских легенд. Правда она не столь стара, как мифы о Святогоре и Волхе Всеславьевиче, которым Микула противопоставлялся. Микула Селянович — могучий крестьянин, которого часто изображали в качестве исполина. В отличие от всех остальных богатырей, что родом из крестьян, Микула так и не переставал быть землепашцем на протяжении всех былин.

Микула Селянович был символом крестьянства и сочетал в себе такие качества, как простота, скромность, доброта, трудолюбие, широта души и бесконфликтность. Внешне он отличался от других пахарей только своей статью, а также хоть и простым, но чистым и красивым нарядом.

Также Микула олицетворял собой силу земли — но куда более упорядоченную, нежели у Святогора. С этим связана одна из главных историй о Микуле Селяновиче.

Как-то раз перед Микулой Святогор похвалился своей силой: если к небу было бы приделано одно кольцо, а к земле — другое, он с лёгкостью поменял бы их местам.

На эти речи Микула усмехнулся, достал из-за пазухи и бросил на землю суму, которую с собой носил. По его словам, там была заключена вся «тягота земная» — и поднять её мог только Микула.

Святогор попытался поднять суму — и у него ничего не выходило. Упрямый великан взялся за неё обеими руками и приложил все возможные усилия, чтобы её хотя бы сдвинуть — но вместо этого он ушёл под землю и умер.

В другой истории Микула проучил уже горделивого Волха Всеславьевича, что символизировало победу земледелия над образом жизни охотников.

В этой былине Волх с дружиной из далека приехал за солью, и в этих неизвестных землях его согласился сопроводить Микула Селянович.

Сперва богатырь-колдун Волх вместе со всей своей дружиной так и не сумел даже сдвинуть соху Микулы, которую он одной рукой с лёгкостью забросил в кусты.

Эти удалы добры молодцы,

Как сошку кленову вокруг вертят,

А не могут сошку от земли поднять,

С тем обратно возвращаются,

А Вольге Всеславьевичу да извиняются,

Что не могли мы сошки от земли поднять.

Затем Микула на самой простой крестьянской кобылке обогнал прекрасного княжьего коня.

У оратая (пахаря, орать – пахать) кобыла ступою́ пошла,

А Вольгин конь да ведь поскакивает.

У оратая кобыла грудью́ пошла,

А Вольгин конь да оставается.

Ну а после того, как Селянович несколькими взмахами раскидал встреченную толпу разбойников, Волх пригласил его к себе в дружину и посулил огромные богатства. Но Микула отказался: крестьянская жизнь была ему милей.

Я как ржи-то сложу, да домой выволочу,

Домой выволочу, да дома вымолочу,

А я пива наварю, да мужиков напою,

А тут станут мужички меня похваливать:

Молодец, Микула Селянинович!

В более поздних русских преданиях появились истории о дочерях-воительницах Микулы Селяновича. Младшая, Настасья Микулишна, была женой Добрыни Никитича. Старшая, Василиса Микулишна, была женой Ставра Годиновича и одной из женщин-богатырш.

Василиса Микулишна отличалась невиданной красотой, умом и смелостью. А ещё она была скромна и поэтому запрещала мужу хвастаться её качествами. Но Ставр Годинович не послушался её — и за эти речи князь Владимир Красно Солнышко заточил его в темницу.

Прознав об этом, Василиса состригла свои длинные косы, замаскировалась под татарского посла и отправилась ко двору князя Владимира. Там она и вызволила из плена своего мужа.

Садко

Новгородские былины довольно сильно отличались от киевских.  На первый план этих историй  выходят бытовые сюжеты. И это особенно заметно по былине о Садко — одной из самых любимых историй жителей Великого Новгорода, хотя основа этого мифа сформировалась ещё до основания самого Новгорода. Также это одна из самых оригинальных историй в русском эпосе, сильно отличающаяся от всех остальных былин, но и предвосхищающая сюжеты многих историй о богатырях. 

     Садко не отличался какой-то сверхсилой — да и вообще никогда не проявлял каких-либо ратных навыков. Так как в начале большинства былин он был простым бедным гусляром, он мог рассчитывать лишь на свою удаль и музыкальный талант. Как-то Садко перестали звать играть на пирах, отчего он пригорюнился и ушел на пустой берег Ильмень-озера играть для самого себя. И тут внезапно показался сам царь морской и, впечатлённый умением гусляра, пообещал наградить его. По плану, предложенному морским царём, Садко отправился в Новгород и побился о заклад на свою голову с тамошними купцами, что сумеет выловить рыбу из чистого золота. И, при содействии царя морского, Садко выиграл спор и разбогател.

Как ударишь о велик заклад,

И поди-свяжи шелковый невод,

И приезжай ловить в Ильмень-озеро;

Дам три рыбины золоты перья,

Тогда ты, Садко, счастлив будешь.

Есть вариант этой истории, где Садко вообще не новгородец и не гусляр. Он, дескать, пришёл на Ильмень-озеро передать поклон от реки Волги, за что озеро позволило ему выловить огромное количество рыбы, что сама собой превратилась в деньги.

Эта часть сюжета о Садко уникальна тем, что больше ни в одной другой былине главный герой не получал богатства и славы за счёт сделки с потусторонним, и благодаря волшебным предметам.

Несмотря на заработанные Садко богатство, новгородские купцы не считали его за своего и продолжали обходиться с ним, как с бедным гусляром. За это Садко решил расквитаться с купцами и похвастался перед ними, что может с лёгкостью скупить все новгородские товары.

Садко послал свою дружину массово скупать все встреченные ими на улицах города товары. Купцы взвинчивали цены на товары — но Садко всё равно скупал их. Скупил он за два дня все товары, что были в Новгороде, но на третий день пришли товары киевские, которые Садко уже не смог купить.

Не я, видно, купец богат новгородский,

Побогаче меня славный Новгород.

Правда порой Садко таки умудрился скупить и их.

Но победил ли Садко или был побеждён, он всё равно вынужден был отправиться за море продавать все скопленные товары на тридцати трёх кораблях. И тут начинается самая архаическая часть песни о Садко. Садко успешно распродал все товары и возвращался домой — как тут с ним случилась беда. В одних историях эта была страшная буря, в других — полнейший штиль. По давнему новгородскому обычаю Садко решил задобрить стихию, забросив в море ларцы с золотом и жемчугами — но всё было бестолку, погода не переменилась. Тогда Садко вместе с дружиной бросил жребий, кого же должны бросить в море — чей жребий первым пойдёт ко дну, тем и пожертвуют. В первый раз они бросили жребий — и все жребии единовременно потонули. Тогда Садко специально сделал себе булатный жребий, а всем остальным сказал сделать ивовые. Во второй раз уже только Садко выпало жертвовать собой. В море он отправился на дубовой доске со своими старыми гуслями. В одном из самых каноничных вариантов, царь морской пожелал снова послушать пение и игру на гуслях от Садко. И его так это развеселило, что он пустился в пляс. От этого море так взволновалось, что начался громадный шторм, погубивший множество жизней. И царь морской всё требовал и требовал, чтобы Садко продолжал играть. А тот, даже зная последствия, никак не мог ему отказать.

Но тут явился седой старец и  сказал Садко, что можно тайно порвать струны гуслей и прикинуться, будто гусли сами собой сломались. Так Садко и сделал, отчего прекратился шторм. Но какими бы не были предыдущие приключения Садко, всё сводится к тому, что царь морской предлагал ему выбрать себе жену из морских дев. Морской царь представил Садко на выбор целую толпу красавиц-русалок — порой их число доходило до девятисот. Садко из всех девушек выбрал последнюю — Чернаву. После свадьбы гусляр на утро проснулся на берегу речки-Чернавы, что вблизи Новгорода. И свою морскую невесту он после этого никогда не видал. Садко женился на нечеловеческом существе, что всегда подчёркивалось в былинах. И то, что он её не воспринимал как настоящую невесту себе, а потом ещё и отвергал, показывало то, как уже в те далёкие времена славяне начали отделять себя от мифического мира.

Никита Кожемяка

Прообраз Никиты Кожемяки встречается в письменных источниках ещё с 992 года и записан в самой «Повести временных лет». В ранней версии этой истории говорится о простом юноше-кожемяке, что поборол в одиночку печенежского богатыря.

В более поздней версии былина начиналась с того, как змей выкрал дочку Владимира Красно Солнышко. Князь послал голубя к Кожемяке с приказом спасти его дочь — Кожемяка проигнорировал письмо. Затем князь послал к нему свою дружину — она испугалась того, как богатырь разорвал одним резким движением дюжину шкур, и сбежала. В итоге Владимир направил к нему толпу детей — и уже им удалось разжалобить богатыря и уговорить спасти дочку князя.

Никита Кожемяка обмотался пенькой и обмазался смолой, что сделало его неуязвимым к атакам змея, и пошёл биться. Несколько дней бился богатырь со змеем. Уставший змей запросил пощады и предложил поделить с Кожемякой весь мир напополам. Никита согласился и запряг змея в трёхсотпудовый плуг и вспахал с его помощью всю землю. Как только он дошёл до моря, богатырь сказал, что нужно вскопать и морское дно. Так змей и утоп.

Уже в такой довольно ранней истории о змееборцах видны все элементы будущих былин о борьбе с чудовищами-олицетворениями враждебной стихии. Также по этой былине видно то, как русские богатыри не особо-то жаловали власть имущих и стремились скорее помогать простому народу.

Алёша Попович

Алёша Попович был сыном ростовского попа и рос не по дням, а по часам. И в этом видно огромное влияние истории Волха Всеславьевича: в момент рождения Алёши бил гром, сам он в младенчестве просил свою мать запеленать его в кольчугу, а не в пелёнки. Да и многим другим Попович походил на Волха.

Прежде всего, как и любой поповий сын, по поверьям русичей, Алёша отличался огромной хитростью и изворотливостью. Силой же чаще всего в былинах он не отличался: то его изображали довольно хилым, то наделяли какими-то увечьями вроде хромоты, а то и вовсе изображали трусоватым персонажем. Также его отличали насмешливость, хвастливость, кичливость, коварство и порой даже злобность. Первый свой подвиг Алёша Попович совершил, когда шёл в Киев, чтобы попасть в дружину князя Владимира. Тогда он встретил Тугарина Змеевича, что в разных былинах выглядел то просто могучим татарином на крылатом коне, то натуральным огненным змеем.

Он ведь, змеище-то Тугарище,

Три сажени-то больших печатныих,

Как переносье-то его будто палка дровокольняя.

Алёша чаще всего побеждал его при помощи хитрости.

В одной былине он молился богу — и тот насылал бурю с дождём, из-за которых тушилось окружавшее Тугарина пламя, а он сам терял способность летать. После чего богатырь с лёгкостью добивал противника.

Наставала тученька-то темная

С частыим дождичком да с молнией,

Омочило у Тугарина бумажные крыльица,

Опустился тут Тугарин на сыру землю.

В другой богатырь притворялся, будто глух. А когда Тугарин приблизился к нему предельно близко, чтобы сказать ему что-то, Алёша резко обернулся и отрезал Тугарину голову.

Также в народе ходил вариант этой истории, в котором Алёша встретил-таки Тугарина уже на пиру у князя. Тугарин, объевшись разными кушаньями и упившись вином вел себя непристойно и оскорбительно. Алёша не выдержал такого оскорбительного поведения и метнул в него свой нож. Завязалась драка, в которой победил Попович.

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич родом из богатого купеческого рязанского рода. Отца его звали Малк, так что отчество Добрыни — Малкович.

Он был очень могуч, но кроме того и крайне образован, учтив, дипломатичен и даже знал двенадцать языков. Благодаря таким качествам Владимир постоянно посылал его в дипломатические миссии и собирать дань. Добрыня был азартен — но в меру, из-за чего зачастую просто выигрывал у царей и королей всю дань со сторицей.

Вообще, одним из главных прототипов для образа Добрыни Никитича послужил воевода Добрыня, дядя Владимира Красно Солнышко. В народный эпос он попал после объединения с традиционными историями о змееборцах. Что хорошо заметно по следующей былине.

Как-то раз Добрыня пошёл купаться на Пучай-реку — и тут на него внезапно налетел змей. В завязавшемся бою богатырь одолел змея и сохранил ему жизнь — с условием, что змей никогда не будет летать в земли киевские, а Добрыня — никогда не ходить в земли змеиные.

Но не послушал его змей и некоторое время спустя похитил князеву племянницу Забаву Путятишну. Тогда Добрыня пришёл во владения змеевы, убил его и освободил девушку.

Одна из наиболее часто встречающихся точек зрения — данная былина сродни истории Георгия Победоносца. Змей олицетворял собой язычество, а Добрыня — воеводу Добрыню из реальной истории, что крестил Новгород. Причём, по словам новгородцев, «Путята крести мечом, а Добрыня огнём».

Однажды Добрыня ехал по степи — и увидел целиком закованного в броню воителя, скачущего на коне. Догнал его богатырь — и со всего размаху ударил его по голове дубиной. Но тот всадник даже не шелохнулся.

Изумлённый Добрыня подъехал к ближайшему вековому дубу, чтобы проверить свою силушку богатырскую. От его удара дуб разлетелся на куски. Тогда Добрыня снова догнал всадника и снова ударил его со всей силы по голове — но опять никакого эффекта.

Обернулся всадник, чтобы проверить, что это рядом такое мельтешит — и выяснилось, что это Настасья Микулишна, дочь Микулы Селяниновича. Она усмехнулась и сравнила удары Добрыни с укусами комарика, на что последовал очередной удар от богатыря. После этого она взяла богатыря с конём себе в руку и засунула к себе в карман. Да, порой в былинах персонажи с лёгкостью меняли свои размеры, что сейчас смотрится парадоксально.

По аналогии с былиной о Святогоре, конь не выдержал веса двух богатырей. Тогда Настасья решила посмотреть на Добрыню Никитича повнимательней: если б он был старым да нехорошим, то срубила бы ему голову, если б он был молодым да пригожим, то вышла бы за него замуж.

Добрыня приглянулся богатырше — и вскоре у них состоялась свадьба, после которой они жили вполне счастливо.

Илья Муромец

Образ Ильи Муромца начал формироваться довольно поздно — первые былины о нём появились только в XIV веке. Но это не помешало ему в итоге превратиться в одного из самых главных богатырей русского эпоса. Скорее это произошло потому, что в его былинной биографии в равных пропорциях соединились и очень архаичные сюжеты, и отпечаток трагедии монгольского вторжения, и более поздние мотивы. Также нельзя не заметить в его истории как западные, так и восточные мотивы. Искать прототип Ильи Муромца в реальной истории нет особого смысла, так как по сути он — синтез громадного числа мифов и легенд.

Родился Илья Муромец в крестьянской семье в селе Карачаево, что вблизи города Муром. С детства он был разбит параличом и не мог двигать ни руками, ни ногами, так что первые тридцать три года жизни он мог лишь лежать на печи. Поэтому из-за большого возраста, в сравнении с другими богатырями, Илью показывали как наиболее мудрого, рассудительного и спокойного богатыря земли русской.

Но всё изменилось, когда к нему пришли калики перехожие. В других вариантах это могли быть и волхвы, и какие-то святые, и сам Иисус Христос.

Калики попросили Илью принести воды — что тот, естественно, не мог сделать. Тогда они сами принесли ему три чарки воды. Первая чарка убрала с него паралич. Вторая — даровала ему громадную силу. Но с ней он мог уйти под землю, как Святогор — так что ему дали отпить из третьей чарки, чтобы убрать часть силы.

После это старцы сказали Илье, чтобы он с новообретённой силой отправлялся в стольный Киев-град для совершения подвигов.

 По пути в Киев Илье повстречался Соловей-разбойник. В разных былинах он показан то как человек, способный могучим свистом сбивать деревья, то как нечто с птичьими крыльями, слабо похожее на человека. Но и с ним Илья справился и отвёз его голову в Киев.

В Киеве Илья обнаружил, что город захвачен обжорливым степняком Идолищем Поганым, запретившим нищенствовать и исповедовать веру православную. Илья Муромец тайком пробрался в его покои и после непродолжительной стычки рассёк Идолище пополам соломенной шляпой.

А как выскочит он да на широк двор,

Взял же он клюхой было помахивать.

А прибил же всех поганыих татаровей,

А очистил Илья Муромец да Киев-град,

Збавил же он солнышка Владимира

Из того же было полону великого;

Тут же Илье Муромцу да и славу поют.

Так Илья прославился как один из главных киевских богатырей. Многие свои подвиги он совершил на богатырской степной заставе у границы княжества.

Несмотря на все свершения Ильи Муромца, Владимир Красно Солнышко не ценил его. Как-то во время пира, на котором чествовал своих бояр, он принялся всячески оскорблять Илью. Подначивая его, князь подарил ему рваную татарскую соболиную шубу, чем ещё больше уязвил русского богатыря.

В ответ Илья начал издеваться над щегольскими манерами князя и бояр. Шубу он истоптал. В некоторых историях Илья Муромец даже до смерти избивал плёткой всех бояр и всячески угрожал то же самое проделать с самим Владимиром. После он демонстративно покинул богатый княжеский пир и пошел пировал с беднотой, и всячески ругал князя.

Пейте вы, голи, не сумляйтеся,

Я заутра буду во Киеве князем служить,

А у меня вы будете предводителями.

Всё это разъярило Владимира, из-за чего он приказал бросить его в темницу, завалить её камнями и заморить Илью там голодом.

Вскричал князь Владимир стольно-киевский

Своим громким голосом:

«Посадить его в погреб глубокие,

В глубок погреб да сорока сажен,

Не дать ему ни пить, ни есть да ровно сорок дней,

Да пусть он помрет, собака, и с голоду».

Богатыри не сумели ослушаться приказа — но сразу же после этого все разом оставили службу, покинули Киев и разошлись по земле русской.

Годами Илья выживал только благодаря тем крохам, что могла протиснуть ему через щели жена князя Евпраксия.

Десятилетие спустя к Киеву подступилось громадное татарское войско во главе с царём Калином. Город защищать было некому, так что князь в панике приказал освободить Илью Муромца.

Гой еси, Илья Муромец!

Пособи мне думушку подумати,

Сдать ли мне, не сдать ли Киев-град

Без бою мне, без драки великие,

Без того кроволития напрасного?

Богатырь за годы тюрьмы и голода несколько подрастерял свои силы, но всё ещё был могуч. Он сумел быстро собрать по Руси всех оставшихся богатырей и организовать оборону Киева против громадных орд врагов.

Он ведь день рубился до вечера,

Он темну ночь до бела свету,

Не пиваючись, не едаючись,

А добру коню отдыху не даваючись.

Во время очередной вылазки Илью заманили в яму и пленили. Но в палатке царя Калина богатырь освободился и голыми руками перебил царя и всё его окружение. Всё остальное русское воинство довершило разгром противника.

Но пока богатыри ликовали и праздновали победу, то ли все мёртвые татары ожили, то ли внезапно налетела ещё большая орда врагов. Так и погибли все русские богатыри в неравной схватке во время Камского побоища.

История конфликта с Владимиром и гибели богатырей в неравной схватке — история плоть от плоти времён монгольского нашествия.

Перед вторжением назрел серьёзный конфликт бедняков с богачами и боярами, не желавшими ничего делать с набегами со стороны степи. Такая ненависть к боярам и передалась Илье Муромцу. А Камское побоище — олицетворение громадного числа сражений, трагически проигранных степнякам: от битвы у реки Калки до сожжения Москвы Тохтамышем.

Данило Ловчанин

В более поздних былинах князь Владимир показан уже не просто как помеха для защиты родины, а как самый натуральный злодей. Его дружинники и советники напоминали не легендарных героев-змееборцев, а скорее опричников. В этих былинах так и веет атмосферой скорой Смуты.

Как-то во время пира Владимир изъявил желание жениться на какой-нибудь прекрасной девице. Советник князя, Мишата Путятин, посоветовал ему Настасью Никуличну, любимую жену княжьего охотника Данилы Ловчанина. На вопрос, что же делать с мужем, советник предложил отправить Ловчанина на охоту, на которой его гарантированно должны были разодрать дикие звери. На том и порешили. Перед отправкой на охоту мужа Настасья почувствовала опасность и уговорила Данилу взять с собой вдвое больше стрел, чем он брал с собой по обыкновению. Благодаря этому Ловчанин выжил и исполнил княжеский приказ.

Но на обратном пути ему дорогу перегородила владимирова дружина, которую князь отправил на всякий случай, если вдруг Ловчанин не погибнет на охоте. Началось сражение, в котором Данила перебил почти всех. Но как только бой стих, из кустов выскочил прятавшееся всё это время Путятин и выстрелил богатырю в спину из лука. В другой же версии Данила Ловчанин закололся сам от безысходности, когда против него вышел родной брат Никита Ловчанин и Добрыня Никитич, брат названный. Горюющая Настасья Никулична выпросила у Владимира право попрощаться с погибшим мужем. Она легла подле тела Данилы Ловчанина — и закололась булатным ножом.

Да и пала она да на сыру землю,

Да и пала она да не восстала же.

Сухман Одихмантьевич

Как-то на пиру князь Владимир приказал богатырю Сухману Одихмановичу пойти и поймать живого лебедя голыми руками. Пригорюнился Сухман и приехал к берегу Днепра.

Но там он увидел полчища татар, форсировавших реку. Оружия у него не было, поэтому он вырвал рядом стоявшее дерево — и, размахивая им, изничтожил всю орду. Но трое последних татар-таки сумели ранить Сухмана. Богатырь закрыл рану маковыми листочками и поехал докладывать о своём подвиге князю.

Но Владимир в Киеве отправил Сухмана за решётку в подземелье: приказа поймать лебедя тот не выполнил, а в россказни богатыря князь не поверил.

Только когда Добрыня Никитич съездил до Днепра и привёз в доказательство правоты богатыря окровавленную дубину, Сухмана освободили из темницы, его начали одаривать. Но гордый богатырь не захотел получать дары от ненавистного князя, выдрал из раны маковые лепестки, истёк кровью и умер.

Еруслан Лазаревич

Еруслан Лазаревич в XVII — XVIII веках был чуть ли не самым популярным богатырём за счёт того, что про него массово создавались различные лубки. Многие истории о нём послужили основой для некоторых каноничных былин об Илье Муромце. Сюжетами о Еруслане вдохновлялся Пушкин при написании «Руслана и Людмилы».

О национальности Еруслана ничего не говорится — но он скорее всего не был русским, так его отец — Лазарь, дядя иноземного короля Картауса.

Своему отцу молодой Еруслан приносил только одни проблемы: когда он разыгрывался, кого возьмёт за руку — тому руку вырвет, а кого за ногу — тому ногу выломает. Когда Еруслану исполнилось десять, бояре выдвинули королю Картаусу ультиматум: либо мальчик уедет из их королевства — либо они. Еруслан Лазаревич сказал расстроенному отцу, чтобы тот построил ему каменные палаты возле моря — и оставил его в уединении. Так с мальчиком и поступили.

Когда повзрослевший Еруслан объезжал своего нового коня, он наткнулся в поле на две стоявшие друг напротив друга армии. На одной стороне был Картаус с отцом Еруслана, на другой — Данила, князь Белый. Витязь перебил всё вражье войско, а Данилу, обещавшего впредь больше не сражаться с Картаусом, отпустил. Король извинился за изгнание и предложил богатырю место в дружине — но Еруслан отказался от наград и почестей.

Во время своих дальнейших путешествий он встретил рать Феодора-змея, побитую русским богатырём Иваном. Желая помериться силами с Иваном, Еруслан догнал его. Поединок закончился, не успев начаться: Еруслан одним точным ударом тупым концом копья в грудь повалил Ивана с коня. Но Еруслан не убил богатыря — вместо этого он побратался и пообещал ему помочь добиться руки Анастасии, дочки царя Вахрамея.

Для этого Еруслан Лазаревич напал на Феодула-змея, жившего неподалёку от столицы вахрамеева царства. Он отсёк две его головы из трёх, пообещал не убивать, оседлал его и в таком виде прибыл в город. Жители города страшно перепугались и не поверили обещаниям змея примиритсья с ними — тогда богатырь отсёк и третью голову Феодула. Так он сосватал Ивана за дочку Вахрамея.

По наводке девы-колдуньи, обращавшейся в птицу, Еруслан пришёл к говорящей отрезанной голове богатыря-великана, что даровала ему меч-кладенец.

В Индии воитель убил многоглавого змея, сторожившего местную принцессу. Благодарный отец выдал её замуж за Еруслана. И хотя принцесса была беременна от богатыря, он уехал от неё в солнечный город, где, по слухам, жила ещё более прекрасная девушка. Своей нынешней жене он отдал памятный перстень и наказал отдать его своему ребёнку.

У принцессы родился сын, которого назвали Ерусланом. Спустя много лет повзрослевший богатырь Еруслан Ерусланович вынужден был отправиться в путешествие, так как считался незаконнорождённым. Как-то в солнечном городе он повстречался с витязем, с которым завязалась драка. Но в итоге благодаря перстню выяснилось, что этот витязь был его отцом.

Еруслан старший помирился с Ерусланом младшим, вернулся в Индию к своей законной жене и даровал своему сыну половину царства. Но тот вместо этого решил провести свою жизнь в богатырских подвигах, как его отец.

Бова Королевич

Бова Королевич и Еруслан Лазаревич были самыми популярными богатырями в XVIII веке. И из истории Бовы Александр Сергеевич Пушкин тоже многое взял для своих произведений — в особенности для «Сказки о царе Салтане».

Причём Бова Королевич имеет явные западноевропейские корни. Былина о Бове Королевиче начиналась с того, как его злая мачеха Милитриса вместе со своим любовником Додоном убила своего мужа Гвидона. Так что Бова вынужден был бежать из дома.

Во время своего путешествия он попал в рабство, откуда его вытащил король Зензивий, сделавший Бову своим холопом. При дворе Зензивия Бова влюбился в Дружевну, королевскую дочку. В честь неё совершил немало ратных подвигов: например, Бова в одиночку при помощи меча-кладенца поборол несколько войск королей Маркобруна и Лукопера.

Однажды Маркобруну всё же удалось похитить принцессу. Тогда Бова Королевич на своём богатырском коне перемахнул через стену крепости коварного короля и раскидал всех противостоявших ему богатырей тупым концом копья. Бой затянулся, а у Бовы переломалось всё оружие. Тогда он взял бревно и, орудуя им, таки освободил Дружевну из плена. Сразу же после этого Бова не ней женился.

После этого как-то раз Бове пришлось сражаться с Полканом — практически неуязвимым богатырём, который был то ли кентавром, то ли пёсиглавцем. Но в ходе схватки выяснилось, что Полкан — благородный воитель, и им в принципе незачем сражаться.

С тех пор он сделался верным другом и соратником Бовы Королевича. Но, как и было ему предсказано, в итоге Полкан умер от лап львов, когда защищал от зверей жену и детей Бовы. Спустя несколько лет счастливого брака Бова захотел отомстить мачехе за убитого отца и отправился с огромным войском к себе на родину. Хотя богатырь с успехом побеждал всех своих врагов, его жену несколько раз чуть не убили — ей пришлось бежать.

Долгие годы от неё не было вестей. Тогда Бова Королевич решил снова жениться. На этот раз — на Минчитрисе, дочке короля Салтана. Но у неё во дворе Бова нашёл свою возлюбленную Дружевну — все эти годы она скрывалась под видом простой швеи. На радостях Бова устроил пир, после которого Минчитриса вышла замуж за его оруженосца Личарда.

Василий Буслаев

Былина о Василии Буслаеве отображает перемены в жизни Великого Новгорода. Простые жители уже на верили в богатство и вольность Новгорода и всячески конфликтовали с богачами и боярами. Оттого образ удалого Василия Буслаева получился бунтарным сверх всякой меры.

Хотя часть исследователей ассоциирует Василия Буслаева скорее с Иваном Грозным, что сумел «усмирить» буйный Новгород.

Уже с семи лет маленький Василий всячески озорничал: отрывал руки-ноги прохожим, проникал в боярские дворы и зло шутил над боярскими детьми. Мать Василия, Мамелфа Тимофеевна, была очень опечалена этим: отец семейства, Буслай, хоть и скопил большое богатство, всё же был человеком кротким и незлобивым — и его сын так портил репутацию рода.

Так что после многочисленных жалоб горожан Василия перестали пускать в Новгород. Мать постаралась дать ему хорошее образование и даже отправила в церковный хор.

Но это не смогло поправить характер парня. В семнадцать Василий Буслаев начал сам выходить в город, где делал всё, что ему вздумается, напивался и спьяну всячески выказывал свою богатырскую силу. Возмущённые горожане снова начали жаловаться его матери.

Тогда Василий организовал пир, на котором собрал всех городских ремесленников. Там он объявил о том, что собирает себе дружину. Но претенденты должны были пройти одну проверку: выпить разом полтора ведра вина, выдержать удар дубиной по голове и устоять после всего этого на ногах.

Кто изопьет чару зелена вина,

Мерой чару полтора ведра,

Весом чару полтора нуда,

И кто истерпит червленый вяз,

Тот ступай на почестный пир.

Так Василий набрал себе в дружину двадцать девять самых сильных и отчаянных сорвиголов.

На пиру у бояр Василий объявил, что будет вместе со своей дружиной биться со всеми новгородцами на Волховском мосту. Если он победит, то Новгород должен будет заплатить ему громадную сумму, если победят новгородцы — то он добровольно отправится на плаху. Так как многие уже давно зуб на него точили, условия были приняты.

И ударился Васька о велик заклад

Не о ста рублях, не о тысяче,

Ударился Васька о своей буйной голове:

Заутро биться Ваське со всем Новгородом.

Прознав про это, Мамелфа Тимофеевна посадила своего сына в глубокий погреб, чтобы он не шёл на бой. Тем временем на Волховском мосту двадцать девять дружинников схватились со всем Новгородом. Но без помощи богатыря они начали потихоньку сдавать в этой неравной схватке.

К мосту пришла служанка Мамелфы Тимофеевны с железными коромыслами. Видя, что дружина терпит поражение, она вышла на мост с коромыслами и раскидала в воду многих новгородских мужиков. Но даже с её помощью дружина была далека от победы.

Тогда девушка-чернавушка прибежала к погребу, куда посадили Василия Буслаева, и освободила богатыря. Когда Василий прибежал к Волховскому мосту, он схватил тележную ось и потом ей перебил половину всей собравшейся толпы.

Видя это, новгородцы решили позвать на подмогу крёстного Василия Буслаева — Игнатьища, старого могучего монаха Кирилловского монастыря. Для защиты он себе на голову надел громадный церковный колокол. Иногда в былинах это мог быть сам Софийский колокол, что символизировал сам Новгород — с его помощью собирали вече.

Он клал на свою голову колокол монастырскии,

Который колокол был весу ровно три тысячи:

Он идет-де, колокольным языком подпирается,

Тут калинов мост да подгибается.

Монах попытался вразумить Василия, чтобы он прекратил всю эту глупую затею. Но богатырь его не послушал, принял его вызов на поединок — и убил старика одним ударом тележной оси. Удар был такой силы, что колокол треснул напополам. Бой продолжился. Затем новгородцы пришли к матери Василия, чтобы она усмирила богатыря, впавшего в раж и готового уже перебить всех до единого жителей города. Мамелфа побоялась подходить к нему спереди — она обняла Василия за плечи и сказала ему возвращаться домой. Буслаев послушал её и прекратил сражение . Новгородцы так и не отдали ему денег — но и не попросили его смерти.

 

На основе русского эпоса можно сделать какую угодно историю — он ничем не уступает ни греческой мифологии, ни скандинавской. Помимо былин, в которых вообще было свыше восьмидесяти различных богатырей, среди русских преданий полно малоизвестных сказок и других сказаний с громадными объёмами материала для вдохновения.